Наверное, каждый, кто пользуется услугами шести операторов в РК задавался одним риторическим вопросом на очередное сообщение о повышение тарифа: почему опять? С начала 2025 года и особенно марта месяца тема стала одной из главных для обсуждения среди пользователей социальных сетей. Корреспонденты CMN.KZ исследовали тему и выяснили, что казахстанцы за последние 10 лет увидели рост стоимости по услугам на 550%, а за два года – на 100%
В Казахстане шесть операторов связи: Beeline, Kcell, Activ, Tele2, Altel и IZI. Однако принадлежат они трём игрокам на рынке. Это дочерняя компания «Казахтелекома» «Kcell» – kcell/aktiv, выкупивший ТОО «Мобайл Телеком Сервис» с брендами Tele2/Altel катарский Power International Holding и ТОО «Кар-Тел», владеющий Beeline и IZI.
И если в конце 2024 года в Министерстве цифровизации отчитались, что им удалось «придержать» рост тарифов, то уже с начала нового одни заявили о повышении стоимости своих услуг, а другие об отключении выгодных для клиентов систем ставок платы. Как это обычно бывает, каждый из них вновь предложил свои условия в добровольно-принудительном порядке. И это всё на фоне роста коммунальных тарифов и цен на лекарства.
За десять лет на 550%
14 января в Beeline объявили о повышении цен по 10 видам тарифов. Абонентская плата изменилась с 15 февраля 2025 года. Стоимость услуг подорожала сразу на 1000 тенге (при аналогичном повышении тарифов в прошлом году). А оператор IZI с 3 марта отключил архивные безлимиты, запущенные в 2021 году.

В Kcell также объявили об изменениях абонентской платы по 23 тарифным планам. Цены вырастут на суммы от 300 до 700 тенге.
С февраля, а затем и конца марта абонентская плата подорожает для пользователей Tele2. В компании заявили, что цены изменятся по пяти видам тарифов. По некоторым рост составил на 1400 тенге – на 34% сразу. У Altel также ожидаются ряд изменений по тарифному плану.
Удивительно, но на просторах казнета найти информацию по предыдущим ценовым показателям тарифов, например, Tele2 или Beeline оказалось проблематично. А 3 марта при попытке зайти на официальный сайт и в приложение первого бренда наблюдались сложности:



Впрочем, подтвердить одно из воспоминаний, когда стоимость тарифного плана «Крутой» или «То, что надо» была меньше 1000 тенге, помогли посты в VK за август 2015 года.

Тарифов с такими названиями уже и нет, так как их несколько раз видоизменяли и переводили на новый, но выходит, что 10 лет спустя цены подняли на 550%. А пользователь как тратил свои 5-10 GB, так и продолжает.
Ниже читатель CMN.KZ наглядно показал, как меняли цену на тариф и его название только с 2022 года:




Казахстанцы жалуются в соцсетях, что их изначально бюджетные тарифы со временем по цене «взлетели в космос», приобретая иногда совсем ненужные функции и услуги. Тенденция, как оказалась, общая. Об этом клиенты операторов не стесняются говорить на широкую публику:






Судя по сообщениям, которыми поделились пользователи, в одном случае стоимость тарифа подняли до 6290 в месяц. При этом клиенту добавили 160 минут разговоров, 25 гигабайт интернета в 3G и безлимитный в 4G/5G до конца августа. Тем не менее, он остался недоволен повышением цены. В комментариях авторов в основном поддерживают.
«Мало того, что у вас связь никакая, и интернет через раз работает, так вы ещё и цены поднимаете», — возмущаются казахстанцы.
Реакция операторов
В Beeline на вопросы CMN.KZ ответили, что за последние четыре года их капитальные затраты превысили 300 млрд тенге, что и отражается на ценообразовании. На сайте компании также опубликовали обращение к абонентам, в котором представили график изменения курса доллара к тенге за последние несколько лет. Авторы отметили, что в январе 2018 года доллар стоил 332 тенге.
Бренд Beeline в Казахстане принадлежит ТОО «КаР-Тел», а 75 %акций компании принадлежит холдингу Veon. Уже 25% компании владеет казахстанский олигарх Булат Утемуратов.
В Tele2/Altel сообщили, что «повышение тарифов происходит из-за роста затрат на развитие и модернизацию сетей, их обслуживание и ремонт, из-за курса доллара, а также повышения цен на оборудование«.
Бренды Tele2/Altel принадлежат компании «Мобайл Телеком-Сервис». С января 2025 года 100% долей компании владеет катарский конгломерат Power International Holding. Ранее бренды принадлежали «Казахтелекому».
Что ещё любопытно, абонентам операторы предлагают переходить на семейные тарифы или пакеты с меньшим трафиком.
МЦРИАП и АЗРК не справились?
Ещё в прошлом году в Агентстве по защите и развитию конкуренции сообщили о том, что приостановили расследование в отношении сотовых операторов АО «Кселл», ТОО «Мобайл Телеком Сервис» и ТОО «Кар-Тел» (Beeline). Оказалось, операторы в судебном порядке обжаловали «нападки» антимонопольщиков. К слову, в 2023 году в ведомстве уже пытались объяснить коллизии и причины по аналогичной ситуации.
При этом в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности сообщили, что с 2017 года государство не регулирует тарифы связи, но запрещает «монопольно высокие цены». На практике это создаёт серую зону – операторы могут повышать стоимость услуг, пока АЗРК не докажет сговор. А доказать не выходит.
Ещё в МЦРИАП сообщили о готовности запустить в стране четвёртого мобильного оператора, если действующие компании не улучшат качество связи и не пересмотрят ценовую политику. Кроме того, 3 марта сотрудники цифрового ведомства провели встречу с Ассоциацией казахстанских операторов связи. Если коротко, присутствовавшие обсудили возможность систематизировать рынок и обеспечить контроль качества. Подробности, впрочем, не сообщили.
Читайте также: Казахстанцы жалуются на качество мобильного интернета: в Минцифры рекомендовали подключаться к Wi-Fi