В 2024 году Алматы посетили 2,34 млн туристов, более 680 тысяч – иностранцы из России, Индии, Китая, США, Турции и Южной Кореи. Далеко не все прилетели лишь ради природных красот, многим интересен сам город и его арт-объекты. Редакция CMN.KZ изучила самые любопытные достопримечательности и выяснила, что нужно Алматы, чтобы стать центром культурного притяжения Центральной Азии
Памятник The Beatles
Статуи ливерпульской четверки установили на Кок-Тобе в 2007 году. С того момента местные и иностранные туристы не только катаются на канатной дороге, любуются Алматы с высоты или посещают зоопарк, но и фотографируются с бронзовыми копиями кумиров под аккомпанемент хитов The Beatles. Автор проекта – казахстанский скульптор Эдуард Казарян. Он получил официальное разрешение от Пола Маккартни, Ринго Старра и Йоко Оно (вдовы Джона Леннона). А в 2018 году копия работы Казаряна появилась в Ливерпуле. Как утверждал автор, это был плагиат.

Памятник Виктору Цою
В 2018 году на пересечении улиц Кабанбай батыра и Тулебаева появился памятник Виктору Цою. Примечательно, что так увековечили не Цоя-певца, а Цоя-актёра в образе Моро из культового фильма «Игла» Рашида Нугманова. Именно на месте установки скульптуры снимали финальную сцену картины. Там же, вдоль аллеи, расположены таблички с цитатами из песен, которые Виктор написал во время съёмок в Алматы в 1988 году.
Автор скульптуры – Матвей Макушкин, который также выступил автором памятника Цою в Санкт-Петербурге. Алматинский монумент обошёлся в 100 тысяч долларов, собранных через краудфандинг.

«Сидящая женщина с фруктом»
Во внутреннем дворе Essentai Mall стоит скульптура колумбийского художника Фернандо Ботеро, одного из самых признанных авторов Латинской Америки. Его работы, изображающие преувеличенно пышные тела, можно увидеть на улицах Парижа, Мадрида, Барселоны, Нью-Йорка, Майами, Боготы и Монте-Карло. Однако алматинцы поначалу не оценили стиль: некоторые сочли «Сидящую женщину с фруктом» не чувственной, а вульгарной и непривлекательной.

«Мерген»
Шымкентский художник Зульхайнар Кожамкулов предложил публике взглянуть на образ батыра под нетрадиционным углом. Его «Мерген» на проспекте Аль-Фараби выполнен в стиле стимпанк: из утилизированных автодеталей и другого металлолома. Высота скульптуры четыре метра, вес около пяти тонн. На производство ушло более трёх месяцев при активном содействии бригады сварщиков. И это не единственная работа автора. Скульптуры на стыке индустриализма и искусства – один из основных мотивов его творчества.

«Надес»
Скульптура испанского художника Жауме Пленса стала первым экспонатом Almaty Museum of Arts. Двенадцатиметровую голову девушки из армированного стеклопластика изготовили специально для Алматы. Сам Пленса – деятель искусства с мировым именем. Помимо графики и скульптуры он занимается созданием декораций и костюмов для театральных постановок. Впрочем, слава автора не помешала части казахстанцев оставить в соцсетях негативные комментарии о его работе.

Мозаичные панно советского периода
Панно «Енлик-Кебек» (1965 год, Молдахмет Кенбаев и Николай Цивчинский) на фасаде гостиницы «Алматы» – одна из самых узнаваемых мозаик мегаполиса.
Аналогичные работы в 60–70-е годы прошлого века украшали многие здания Алматы. Одни прославляли подвиги трудового народа, другие популяризировали казахский колорит. После обретения независимости большая часть работ сгинула. По закону они не имеют культурной ценности, за исключением тех объектов, что находятся на фасаде исторических зданий. Сейчас чудом уцелевшие мозаики отстаивают активисты и частные лица.

«Белка»
Установка в 2018 году «Белки» перед выставочным комплексом «Атакент» спровоцировала скандал. Творение британского скульптора Алекса Ринслера мало кому понравилось. Особенно алматинцев возмутила стоимость объекта – 23 миллиона тенге, 15 из которых выделили из бюджета города. Однако «Белка» попала в казахстанскую Книгу рекордов и привлекла внимание международных СМИ. В 2020 году скульптуру демонтировали.

Чего хотят туристы?
У казахстанского туриста особенный интерес к паблик-арту. Тот же «Mural Fest», по мнению экспертов, играет большую роль в развитии Алматы. Но тут, как и с любой формой искусства, необходимы разъяснения смысла и контекста. Иначе получится, как с «Белкой». По задумке автора, она должна была символизировать городского жителя, легко адаптирующегося к любым условиям, и стать высказыванием на тему экологии. Но вместо этого превратилась в алматинский мем.
Иностранцев же современное уличное искусство не увлекает: в Алматы сравнительно мало таких объектов. Поэтому и людей, путешествовавших по той же Европе, удивить нечем.
«У нас любят упрощать современное искусство до условных петроглифов, юрт и верблюдов. Это очень важные символы, но их слишком активно эксплуатируют. Иностранных туристов очень интересует советское искусство: мозаики и памятники. Меня часто просят провести экскурсию по кладбищу памятников – так называют парк советских скульптур. То, что мы вывозим с улиц, для иностранцев большая ценность. Хорошим примером для подражания может стать Ташкент. У Узбекистана немало исторических памятников средневековья, но ещё они ценят советское наследие. Узбекистан внёс 70 фасадов в список памятников архитектуры, таким образом их защитив», – рассказала гид и сооснователь проекта городских экскурсий Анна Дегтярёва.

Арт как драйвер туризма: чего не хватает Алматы и регионам
Большой проблемой Анна Дегтярёва считает отсутствие в мегаполисе инфраструктуры для развития искусства.
«В Казахстане проблема: представителям креативных индустрий негде размещаться. И инициативы по переделке заброшенных промзон в лофт-пространства, которые осуществляются по всему миру, у нас не срабатывают. Причём, этим может заниматься не государство. Есть мировая практика, когда в креативные индустрии и арт-объекты вкладывается бизнес», – сообщила эксперт.
По мнению Анны Дегтярёвой, можно раскачать любой туристический регион с помощью искусства, даже если выйти за пределы городов. К примеру, фестиваль Burning man в пустыне Блэк-Рок стал одной из визитных карточек США. Это не только музыкальное событие, но и место для самовыражения скульпторов.
В теории аналогичная инициатива применима и в Казахстане. Любой из живописных, но неосвоенных уголков страны можно превратить в арт-объект под открытым небом и точку притяжения туристов.
Читайте также: Город тысячи воспоминаний: как изменился Алматы за десятилетия