Недавняя новость об отмене предельной стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ) обеспокоила экспертов и общественность. О решении отпустить в свободное плавание цены на топливо в конце октября заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Марат Омаров. Он также добавил, что тему обсуждали и прорабатывали с крупными игроками рынка. Однако ответы на главные вопросы так и не прозвучали. Насколько сильно свобода цен ударит по карману простых граждан и как скоро ждать подорожания товаров и услуг? В теме разбирался корреспондент CMN.KZ
Ранее эксперт в нефтегазовой отрасли Олег Червинский назвал новость об отмене предельных цен на ГСМ сенсационной и оценил последствия такой инициативы.
По его словам, если политическое решение действительно принято, это значит, что государство вскоре отпустит цены на бензин и дизтопливо, которые сейчас регулируются.
«В таком случае, цены на топливо быстро сравняются, как минимум, с российскими: по данным Евразийской экономической комиссии, на конец 2023 года литр бензина в Казахстане в среднем стоил 0,44 доллара, а в России — 0,60 доллара. Это прекратит «серый экспорт» дешёвого казахстанского бензина в соседние страны и полностью насытит внутренний рынок. Одновременно рост цен на бензин должен сделать выгодными поставки нефти на НПЗ, что сегодня нефтедобывающие компании делают «из-под палки» Министерства энергетики», — высказался Червинский.
Главная проблема, которая волнует эксперта — как отреагирует народ на либерализацию цен на бензин и дизель. Так как в январе 2022 года подобный шаг в отношении сжиженного газа стал поводом для начала массовых протестов, переросших в погромы и беспорядки во многих городах страны, напомнил он.
С этим и другими вопросами корреспондент CMN.KZ обратился министерствам.
Передай другому
Однако ответы оказалось не так то просто получить. В октябре, после того как стало известно о решении относительно ГСМ, редакция CMN.KZ сделала два параллельных запроса в Министерство энергетики и Агентство по защите и развитию конкуренции.
Нас интересовало и то, как отмена регулировки повлияет на экономику страны и жизнь казахстанцев, и то, насколько длительным может быть процесс постепенного отхождения от практики “жёсткого контроля цен на ГСМ”, а также, какие этапы он будет проходить.
Казалось, что вопросы лежат на поверхности и ответить на них компетентным ведомствам не составит труда. Однако первый ответ, который нам пришёл от Минэнерго, гласил, что министерство не занимается данными вопросами. И ни на один ответ на поставленные вопросы дать не может. Нам посоветовали обратиться с ними к авторам инициативы, то есть в АЗРК:
«Министерство является уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, осуществляющим руководство в области государственного регулирования производства нефтепродуктов. В этой связи предлагаем вам для разъяснения ваших вопросов обратиться в Агентство по защите и развитию конкуренции РК».
Мы подождали ответ Агентства по защите и развитию конкуренции в надежде на то, что разъяснения найдутся там. Однако в АЗРК нас отправили в Миннацэкономики, и обратно в Минэнерго.
«Согласно положению о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, к функциям Министерства относятся оценка влияния мер экономической политики на основные макроэкономические показатели, мониторинг и анализ макроэкономических показателей республики. Министерство энергетики и национальной экономики регулирует цены на рынке розничной реализации нефтепродуктов через стационарные АЗС и оптовой реализации для стационарных АЗС. В этой связи рекомендуем обратиться в вышеуказанные органы», — сказано в ответе Агентства.
Впрочем, относительно взлёта цен на товары и услуги в Агентстве успокоили, пообещав отрегулировать ситуацию, если она будет:
«Агентство в рамках своей компетенции в случае наличия применения монопольно высоких цен и ценового сговора на нерегулируемых рынках, будет инициировать меры антимонопольного регулирования в отношении субъектов рынка».
Далее мы последовали совету, перенаправив запрос в Миннацэкономики, чтобы получить ответы на вопросы, касающиеся экономических аспектов сложившейся ситуации. Однако там нас снова послали в Минэнерго и АЗРК. Круг замкнулся.
«Учитывая функциональное распределение компетенции внутри Правительства РК отмечаем, что вышеуказанный вопрос входит в компетенцию МЭ, в связи с чем считаем целесообразным адресовать Ваш запрос в МЭ», — предложили в министерстве.
Интересно получается – компетентных в данном вопросе ведомств нет, а принятое решение есть.
Не получив хоть какой-то исчерпывающей информации ни от одного из министерств, корреспондент CMN.KZ обратился к специалистам.
Комментарий эксперта
По словам эксперта нефтегазовой отрасли, исполнительного директора Общественного фонда «Energy Monitor» Нурлана Жумагулова, отмена предельных цен на ГСМ – однозначный плюс для экономики Казахстана. Как и Червинский, он говорит о слишком дешёвой отечественной нефти:
«Сейчас из государственных субсидий в бюджет страны не поступают дополнительные налоги. К примеру, экспортная цена на сегодняшний день вдвое выше от внутренних цен на нефть. Государство обязывает большинство малых и средних нефтедобывающих компаний поставлять практически половину добытой нефти на внутренний рынок по цене 100 тысяч тенге за тонну. Когда экспортная цена на нынешний день превышает 200 тысяч тенге. Тем самым и нефтяники недополучают прибыль, и наш бюджет недополучает налогов».
Жумагулов не отрицает что повышение цен будет бить по карману казахстанцев. Но при этом напоминает, что ГСМ, как и любой товар, ежегодно подлежит корректировке к инфляции. И цена на него также должна расти.
При этом спикер отмечает, что на цену влияет не только инфляция, но и коррекция национальной валюты к доллару. По его словам, многие товары, оборудование и лицензии нефтедобывающие компании и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) импортируют и оплачивают в валюте. Помимо этого, существует «ежегодный рост сотрудников нефтедобывающих компаний и НПЗ по уровню инфляции». То есть индексация зарплат.
«Не стоит забывать, что это инициатива АЗРК. А они в целом за конкуренцию на рынке. Например, АЗРК предлагает приватизировать, отдать в частные руки наши нефтеперерабатывающие заводы, с чем я не совсем согласен. Всё-таки это стратегический объект, и мы зависим от работы наших трёх НПЗ. Но в целом предполагается поэтапный переход к рыночным ценам», — поясняет спикер.
На сегодняшний день государство не регулирует цены на зимнее дизельное топливо, а также на бензин АИ-95 и выше, отмечает эксперт. Их регулирует рынок. А вот цены на обычное летнее дизтопливо и бензин марки АИ-92 государство как раз контролирует.
Предполагается, что поэтапно к 2027 году будет небольшой ежегодный рост цен, говорит Жумагулов. Он также напоминает, что с января 2025 года должны вступить в силу единые правила энергетического рынка в рамках стран ЕАЭС. Что касается не только нефти, газа, но и энергетики тоже.
«Из-за неготовности Казахстана и России, сроки перенесли пока на январь 2027 года. Но не факт, что правила вступят в силу. Возможно, в дальнейшем мы также будем ожидать переноса. Потому что, в первую очередь, это не выгодно Казахстану. Так у наших соседей, Кыргызстана, цены на нефтепродукты значительно выше. Наш дешёвый дизель и бензин просто перетекут в соседние страны, это неизбежно. Это закон рынка. На сегодняшний день и так государство каждые полгода запрещало и продлевало экспорт многих видов нефтепродуктов. И наконец-то вместо того, чтобы продлевать каждые 6 месяцев, до января 2027 года решили одним приказом продлить запрет на экспорт».
Прогнозы и льготы
Жумагулов подчёркиват, что рост цен на дизтопливо и бензин ожидался на протяжении всего 2024 года. Но, по его словам, власти всячески препятствовали этому, боясь что население негативно воспримет перемены. Однако это не выход, считает эксперт.
Он уверен, для того, чтобы выполнить задачу по улучшению благосостояния граждан, поставленную администрацией президента, необходимо разработать «реальные механизмы адресной социальной помощи действительно нуждающимся».
«По газу и по электроэнергии у нас есть определённые льготы – практически на 20% ниже установленных тарифов. Если раньше, чтобы их получить, нужно было сдавать документы в бумажном виде в акимат, то сейчас цифровизация всё упрощает. И достаточно зарегистрироваться в egov.kz, указать адрес прописки, и счета будут на 20% ниже. Это касается газа и, возможно, будет касаться электроэнергии. Также необходимо проработать механизм для тех людей, которым действительно не по карману увеличенная стоимость бензина и дизтоплива», — говорит Жумагулов.
По словам спикера, в Казахстане очень много граждан, которые не могут себе позволить заправляться дорогим бензином. Но при этом цены едины для всех. Стоило бы «предусмотреть нормы для действительно нуждающихся», подчёркивает он.
Цены должны расти
Говоря о предполагаемом росте цен на товары народного потребления, Жумагулов поясняет, что в основном грузоперевозки осуществляются на дизельном топливе, а не на бензине. А если говорить об услугах, к примеру, такси, то они в РК ездят на сжиженном автогазе (пропан и бутан), цены на который также ежегодно растут.
«В целом, я хотел бы отметить, что со следующего года как минимум на 10-15% будет увеличен рост стоимости бензина АИ-92. По дизтопливу, наверное, где-то на 10%. Но это на следующий год. В принципе, с учётом двухлетней инфляции это цена более или менее нормальная», — прогнозирует эксперт.
Удержание цен на ГСМ, по мнению Жумагулова, конечно возможно, но для этого необходимо, чтобы правительство выделяло дополнительные средства нефтяникам и нефтеперерабатывающим заводам. Так как у них также есть свои кредитные обязательства. В том числе, ежегодное увеличение зарплаты работникам и увеличение стоимости подрядных договоров. Месторождения и заводы «необходимо на что-то обслуживать».
Сдерживать экономику – убийственно, говорит спикер. Сейчас, после тридцатилетнего сдерживания, энергетическая отрасль «не выдерживает, и тарифы растут», отмечает он. Необходима рыночная экономика и адресная социальная помощь для действительно нуждающихся, резюмирует Жумагулов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цены на ГСМ так или иначе будут повышаться. Но, как говорят экономисты, в итоге рынок всё равно отрегулирует сам себя. Нам же остаётся только следить за изменениями.
Читайте также: