Беспредельные цены: когда ждать взлёта стоимости ГСМ и почему молчат министерства?

Беспредельные цены: когда ждать взлёта стоимости ГСМ и почему молчат министерства?

Недавняя новость об отмене предельной стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ) обеспокоила экспертов и общественность. О решении отпустить в свободное плавание цены на топливо в конце октября заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Марат Омаров. Он также добавил, что тему обсуждали и прорабатывали с крупными игроками рынка. Однако ответы на главные вопросы так и не прозвучали. Насколько сильно свобода цен ударит по карману простых граждан и как скоро ждать подорожания товаров и услуг? В теме разбирался корреспондент CMN.KZ

Поделиться

Ранее эксперт в нефтегазовой отрасли Олег Червинский назвал новость об отмене предельных цен на ГСМ сенсационной и оценил последствия такой инициативы.

}}

По его словам, если политическое решение действительно принято, это значит, что государство вскоре отпустит цены на бензин и дизтопливо, которые сейчас регулируются.

«В таком случае, цены на топливо быстро сравняются, как минимум, с российскими: по данным Евразийской экономической комиссии, на конец 2023 года литр бензина в Казахстане в среднем стоил 0,44 доллара, а в России — 0,60 доллара. Это прекратит «серый экспорт» дешёвого казахстанского бензина в соседние страны и полностью насытит внутренний рынок. Одновременно рост цен на бензин должен сделать выгодными поставки нефти на НПЗ, что сегодня нефтедобывающие компании делают «из-под палки» Министерства энергетики», — высказался Червинский.

Главная проблема, которая волнует эксперта — как отреагирует народ на либерализацию цен на бензин и дизель. Так как в январе 2022 года подобный шаг в отношении сжиженного газа стал поводом для начала массовых протестов, переросших в погромы и беспорядки во многих городах страны, напомнил он.

С этим и другими вопросами корреспондент CMN.KZ обратился министерствам.

Фото: Pixabay.com

Передай другому

Однако ответы оказалось не так то просто получить. В октябре, после того как стало известно о решении относительно ГСМ, редакция CMN.KZ сделала два параллельных запроса в Министерство энергетики и Агентство по защите и развитию конкуренции.

}}

Нас интересовало и то, как отмена регулировки повлияет на экономику страны и жизнь казахстанцев, и то, насколько длительным может быть процесс постепенного отхождения от практики “жёсткого контроля цен на ГСМ”, а также, какие этапы он будет проходить.

Выдержка из запроса CMN.KZ

Казалось, что вопросы лежат на поверхности и ответить на них компетентным ведомствам не составит труда. Однако первый ответ, который нам пришёл от Минэнерго, гласил, что министерство не занимается данными вопросами. И ни на один ответ на поставленные вопросы дать не может. Нам посоветовали обратиться с ними к авторам инициативы, то есть в АЗРК:

«Министерство является уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, осуществляющим руководство в области государственного регулирования производства нефтепродуктов. В этой связи предлагаем вам для разъяснения ваших вопросов обратиться в Агентство по защите и развитию конкуренции РК».

Выдержка из ответа Минэнерго РК на запрос cmn.kz

Мы подождали ответ Агентства по защите и развитию конкуренции в надежде на то, что разъяснения найдутся там. Однако в АЗРК нас отправили в Миннацэкономики, и обратно в Минэнерго.

«Согласно положению о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, к функциям Министерства относятся оценка влияния мер экономической политики на основные макроэкономические показатели, мониторинг и анализ макроэкономических показателей республики. Министерство энергетики и национальной экономики регулирует цены на рынке розничной реализации нефтепродуктов через стационарные АЗС и оптовой реализации для стационарных АЗС. В этой связи рекомендуем обратиться в вышеуказанные органы», — сказано в ответе Агентства.

Выдержка из ответа АЗРК на запрос cmn.kz

Впрочем, относительно взлёта цен на товары и услуги в Агентстве успокоили, пообещав отрегулировать ситуацию, если она будет:

«Агентство в рамках своей компетенции в случае наличия применения монопольно высоких цен и ценового сговора на нерегулируемых рынках, будет инициировать меры антимонопольного регулирования в отношении субъектов рынка».

Далее мы последовали совету, перенаправив запрос в Миннацэкономики, чтобы получить ответы на вопросы, касающиеся экономических аспектов сложившейся ситуации. Однако там нас снова послали в Минэнерго и АЗРК. Круг замкнулся.

«Учитывая функциональное распределение компетенции внутри Правительства РК отмечаем, что вышеуказанный вопрос входит в компетенцию МЭ, в связи с чем считаем целесообразным адресовать Ваш запрос в МЭ», — предложили в министерстве.

Выдержка из ответа Миннацэкономики РК на запрос cmn.kz
}}

Интересно получается – компетентных в данном вопросе ведомств нет, а принятое решение есть.

Не получив хоть какой-то исчерпывающей информации ни от одного из министерств, корреспондент CMN.KZ обратился к специалистам.

Фото: Pixabay.com

Комментарий эксперта

По словам эксперта нефтегазовой отрасли, исполнительного директора Общественного фонда «Energy Monitor» Нурлана Жумагулова, отмена предельных цен на ГСМ – однозначный плюс для экономики Казахстана. Как и Червинский, он говорит о слишком дешёвой отечественной нефти:

«Сейчас из государственных субсидий в бюджет страны не поступают дополнительные налоги. К примеру, экспортная цена на сегодняшний день вдвое выше от внутренних цен на нефть. Государство обязывает большинство малых и средних нефтедобывающих компаний поставлять практически половину добытой нефти на внутренний рынок по цене 100 тысяч тенге за тонну. Когда экспортная цена на нынешний день превышает 200 тысяч тенге. Тем самым и нефтяники недополучают прибыль, и наш бюджет недополучает налогов».

}}

Жумагулов не отрицает что повышение цен будет бить по карману казахстанцев. Но при этом напоминает, что ГСМ, как и любой товар, ежегодно подлежит корректировке к инфляции. И цена на него также должна расти.

При этом спикер отмечает, что на цену влияет не только инфляция, но и коррекция национальной валюты к доллару. По его словам, многие товары, оборудование и лицензии нефтедобывающие компании и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) импортируют и оплачивают в валюте. Помимо этого, существует «ежегодный рост сотрудников нефтедобывающих компаний и НПЗ по уровню инфляции». То есть индексация зарплат.

«Не стоит забывать, что это инициатива АЗРК. А они в целом за конкуренцию на рынке. Например, АЗРК предлагает приватизировать, отдать в частные руки наши нефтеперерабатывающие заводы, с чем я не совсем согласен. Всё-таки это стратегический объект, и мы зависим от работы наших трёх НПЗ. Но в целом предполагается поэтапный переход к рыночным ценам», — поясняет спикер. 

}}

На сегодняшний день государство не регулирует цены на зимнее дизельное топливо, а также на бензин АИ-95 и выше, отмечает эксперт. Их регулирует рынок. А вот цены на обычное летнее дизтопливо и бензин марки АИ-92 государство как раз контролирует. 

Предполагается, что поэтапно к 2027 году будет небольшой ежегодный рост цен, говорит Жумагулов. Он также напоминает, что с января 2025 года должны вступить в силу единые правила энергетического рынка в рамках стран ЕАЭС. Что касается не только нефти, газа, но и энергетики тоже. 

«Из-за неготовности Казахстана и России, сроки перенесли пока на январь 2027 года. Но не факт, что правила вступят в силу. Возможно, в дальнейшем мы также будем ожидать переноса. Потому что, в первую очередь, это не выгодно Казахстану. Так у наших соседей, Кыргызстана, цены на нефтепродукты значительно выше. Наш дешёвый дизель и бензин просто перетекут в соседние страны, это неизбежно. Это закон рынка. На сегодняшний день и так государство каждые полгода запрещало и продлевало экспорт многих видов нефтепродуктов. И наконец-то вместо того, чтобы продлевать каждые 6 месяцев, до января 2027 года решили одним приказом продлить запрет на экспорт».

Фото: Pixabay.com

Прогнозы и льготы

Жумагулов подчёркиват, что рост цен на дизтопливо и бензин ожидался на протяжении всего 2024 года. Но, по его словам, власти всячески препятствовали этому, боясь что население негативно воспримет перемены. Однако это не выход, считает эксперт.

}}

Он уверен, для того, чтобы выполнить задачу по улучшению благосостояния граждан, поставленную администрацией президента, необходимо разработать «реальные механизмы адресной социальной помощи действительно нуждающимся».

«По газу и по электроэнергии у нас есть определённые льготы – практически на 20% ниже установленных тарифов. Если раньше, чтобы их получить, нужно было сдавать документы в бумажном виде в акимат, то сейчас цифровизация всё упрощает. И достаточно зарегистрироваться в egov.kz, указать адрес прописки, и счета будут на 20% ниже. Это касается газа и, возможно, будет касаться электроэнергии. Также необходимо проработать механизм для тех людей, которым действительно не по карману увеличенная стоимость бензина и дизтоплива», — говорит Жумагулов.

По словам спикера, в Казахстане очень много граждан, которые не могут себе позволить заправляться дорогим бензином. Но при этом цены едины для всех. Стоило бы «предусмотреть нормы для действительно нуждающихся», подчёркивает он.

Фото: Pixabay.com

Цены должны расти

Говоря о предполагаемом росте цен на товары народного потребления, Жумагулов поясняет, что в основном грузоперевозки осуществляются на дизельном топливе, а не на бензине. А если говорить об услугах, к примеру, такси, то они в РК ездят на сжиженном автогазе (пропан и бутан), цены на который также ежегодно растут.

«В целом, я хотел бы отметить, что со следующего года как минимум на 10-15% будет увеличен рост стоимости бензина АИ-92. По дизтопливу, наверное, где-то на 10%. Но это на следующий год. В принципе, с учётом двухлетней инфляции это цена более или менее нормальная», — прогнозирует эксперт.

Удержание цен на ГСМ, по мнению Жумагулова, конечно возможно, но для этого необходимо, чтобы правительство выделяло дополнительные средства нефтяникам и нефтеперерабатывающим заводам. Так как у них также есть свои кредитные обязательства. В том числе, ежегодное увеличение зарплаты работникам и увеличение стоимости подрядных договоров. Месторождения и заводы «необходимо на что-то обслуживать».

}}

Сдерживать экономику – убийственно, говорит спикер. Сейчас, после тридцатилетнего сдерживания, энергетическая отрасль «не выдерживает, и тарифы растут», отмечает он. Необходима рыночная экономика и адресная социальная помощь для действительно нуждающихся, резюмирует Жумагулов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цены на ГСМ так или иначе будут повышаться. Но, как говорят экономисты, в итоге рынок всё равно отрегулирует сам себя. Нам же остаётся только следить за изменениями.

Читайте также:

Подписывайтесь на официальный Telegram-канал CMN.KZ

Введите текст и нажмите Enter либо Esc для отмены поиска