Сильные дожди, обрушившиеся на Астану в августе, вновь оголили старую проблему – ливневая канализация столицы не выдерживает натиска стихии. В результате город утопает в воде, а местные жители и автомобили оказываются в настоящих реках прямо на улицах. Почему при ливнях больше всего страдают новые районы, сколько лет акимы не могут решить эту проблему и как с этим справляются сейчас — в материале корреспондента CMN.KZ

Жители каждый сезон критикуют работу местных властей, утверждая, что город вновь оказался не готов к дождям. Хотя акимат часто оправдывает подтопления чрезмерным количеством осадков, стоит признать, что дело не только в этом. Независимо от объема выпавших дождей, тротуары и дороги неизменно превращаются в одну большую лужу.

26 августа так выглядел один из главных проспектов столицы — Туран. Машины проваливались в глубокие лужи.

В акимате города подтверждают, что периодически получают жалобы от жителей затопленных участков с просьбами о возмещении ущерба. На каждое обращение выезжают сотрудники акимата и специалисты обслуживающей организации «Elorda Eco System». Они выявляют и устраняют причины подтопления, после чего рассматривается вопрос о возмещении ущерба заявителю. 

Лужи после дождя. Улица ЕК-32, район Зелёного квартала / Фото CMN.KZ

Ливневые канализации — боль каждого акима Астаны

Застраивать столицу и не дать ей утонуть оказалось не так просто. За все десятилетия неидельная система ливневых сооружений стала преемственной проблемой у столичных градоначальников.

Потому Астана и прослыла казахстанской Венецией давно, ещё при акиме Адильбеке Джаксыбекове в 2015 году. Тогда выяснилось, что инженерные сети долгое время и вовсе не обновлялись.

Улица Иманова в Астане после проливных дождей в мае 2015 года. Скриншот с видео.

«С 2007 года ни одной ливневой канализации не было. Это факты, когда в прошлом году было затоплено», — признался тогда аким Астаны Адильбек Джаксыбеков.

Нурсултан Назарбаев посоветовал Джаксыбекову купить лодки к ЭКСПО, чтобы не позориться во время ливня. 

Спустя два года двое астанчан последовали совету первого президента и проплыли на надувной лодке по столичным улицам после ливня. За такой поступок молодых людей оштрафовали, но на саму проблему обратили внимание.  

В том 2018 году руководил столицей Асет Исекешев. Он обещал двукратно увеличить стоки и решить основные проблемы с ливнёвками до 2021 года.

Тогда же бывший аким столичного района Сарыарка Арман Турлубек попытался объяснить, почему Астана не может последовать зарубежному опыту, где справляются с последствиями ливня лучше. К примеру, как это делается в дождливом Лондоне.

«И вот, попробуйте выбрать — потратить несколько миллиардов долларов на ливневую систему, схожую с английской, которая понадобиться пару недель в году, или направить финансы на развитие города, строительства дорог, школ, больниц, остановок, благоустройство дворов…», — заявил он в своем посте в Facebook.

Фото взято из страницы Армана Турлубека в Facebook

Но так называемое развитие города стало настолько бурным, что на ливневую систему перестали обращать внимание, а точнее, о ней просто забыли. Все эти годы большинство строительных компаний не проектировали ливневые канализации перед застройкой.

Этот снежный ком из проблем с ливнёвками по наследству перешёл к нынешнему акиму Женису Касымбеку, и он сделал для себя вывод:

«На будущее строительство мы для себя определили правило: строительство будет разрешено, если к территории застройки уже подведены сети электроснабжения, водоснабжения и отведения».

Проспект Туран под водой: как разгружают проблемные участки?

Если на правом берегу подтопления можно объяснить износом старых ливневых систем, то левый берег столицы «плывёт» из-за беспорядочной застройки. Строительство ливневых канализаций не поспевает за строительством жилья. А сейчас, по словам Касымбека, в городе строят почти 400 ЖК.

Поэтому при ливнях вся нагрузка ложится на существующую систему. А за обслуживание и модернизацию этой системы в Астане отвечает госпредприятие «Elorda Eco System». Организация занимается очисткой дождеприемных колодцев, установкой новых труб и решёток, а также решением проблем с подтоплением.

Корреспондент CMN.KZ отправила официальный запрос в эксплуатирующую организацию, чтобы узнать, как они планируют решать существующие проблемы с ливневыми стоками.

В компании рассказали, что в городе есть 26 проблемных участков. Большинство из них на левом берегу и в частном секторе, где нет сетей ливневой канализации.

«В настоящее время в связи с активной застройкой левобережной части столицы, и, как следствие, с увеличением площади благоустроенной территории и площади водосбора существенно увеличилась нагрузка на сети и сооружения ливневой канализации», — объясняют в компании.

На левом берегу зонами повышенного риска подтопления считаются пересечение проспектов Туран и Улы Дала. Это тот самый участок, который вирусится в сети каждый раз, когда бывает ливень. Перекрёсток полностью уходит под воду и становится непроходимым.

@astanovka98 Вода заполнила перекресток Улы Дала и проспекта Туран. Читатель сообщает, что по тротуарам невозможно пройти – затоплены. #астана #новостиастана #улицыастаны ♬ оригинальный звук — АСТАНА / ASTANA / НОВОСТИ

В основном такое происходит из-за того, что строительные и частные организации незаконно подключаются к ливневой канализации и засоряют её.

По той же причине перегружается работа канализационного коллектора по проспекту Туран, что ещё больше затрудняет работу системы.

«На сегодняшний день одной из проблем остается несанкционированные сливы нечистот в сети ливневой канализации частных ассенизаторских машин, которые засоряют городские сети хозбытовыми отходами. В таких случаях помощь оказывают службы полиции, природоохранной полиции штрафными санкциями, но из-за незначительной суммы штрафа несанкционированные сливы не прекращаются. Поэтому данный вопрос всегда на контроле», — рассказывают в Elorda Eco System.

Осенью закончат строительство ещё одного магистрального канализационного коллектора по этому проспекту. Его протяжённость составит 8 километров, что больше существующего коллектора.

«При этом отметим, что с начала года устранён 21 проблемный участок. Систематически подтапливались транспортные подъездные пути к районам массового скопления людей: столичному рынку (Артём), развлекательным центрам Хан Шатыр и Думан, пешеходные переходы по улице Ақмешіт, район автобусной остановки по проспекту Сарыарка. Для решения проблем подтопления произведена установка дополнительных дождеприёмных колодцев с водозаборами», – поделились результатами работы.

До конца 2024 года компания планируется завершить работу в 16 проблемных участках. 

«Проводится работа по установке дополнительных труб и дождеприемных решёток во избежание скопления воды на проезжей части в период выпадения осадков и паводковый период», – обещают в организации.

Успеть за 10 лет: в акимате пересмотрят систему водоотведения

Так или иначе, Elorda Eco System — это обслуживающая организация и вопросы строительства новых сетей не входят в их компетенцию. Стратегические решения принимают в управлении коммунального хозяйства. 

Учитывая быстрые темпы строительства, корреспондент CMN.KZ решил узнать в акимате, как будут отводить воду в новых районах, где не проектировались ливневые канализации.

В управлении коммунального хозяйства поделились планами. По их словам, до 2030 года в столице построят 412,15 км сетей ливневой канализации, 6 очистных сооружений, 35 насосных станций. Пока что новые ливневые системы прокладываются в правобережных районах.

«Акиматом Астаны на сегодняшний день реализуются 10 проектов, из них  текущем году планируется завершить 3 проекта в районах «Сарыарка» и «Алматы», в рамках которых проложено более 10 км сетей ливневой канализации, что приведёт к исключению подтоплений улиц Тәуелсіздік, Амман, Ташенова в районе МВД;  улиц А86 , А. Байтурсынова, Ж. Нажимеденова, Калдаякова, А62, А86, В-15, А62 в районе нового железнодорожного вокзала; улицы 150 лет Абая и № 12-1 (проектное наименование)», — говорится в ответе ведомства.

Местные власти обещают справиться с затоплениями за 10 лет. Сейчас Акимат разрабатывает технико-экономическое обоснование «Развитие системы ливневой канализации в города Астане до 2035 года». Для этого управление будет привлекать экспертов с опытом в проектировании систем водоотведения, включая сети и сооружения ливневой канализации. CMN.KZ будет следить за реализацией этого плана и тем, как он поможет решить проблему затоплений в столице.

Напомним, в начале августа на Астану вместе с ливнем обрушился сильный град и шквальный ветер. В результате пострадали два человека.

Из-за аномально обильных дождей в столице также начало топить подвальные помещения и паркинги. По данным синоптиков, за эти дни в городе выпало 48 мм осадков, при месячной норме 31 мм осадков.

26 августа дожди снова парализовали движение улиц. На этот раз затопление ощутили не только пешеходы и транспорт, но и здания: под натиском осадков начал протекать даже аэропорт.

Читайте также:

Град — новая фобия астанчан: как защитить авто, чтобы не оказаться в беде?

Разбитые стекла после града в Астане: куда обращаться владельцам повреждённых машин?

Борьба за внимание учителя: когда в Астане решат проблему переполненных школ?

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version