На электронных торгах в середине марта хотят реализовать Алматинский машиностроительный завод имени С.Кирова, единственный в СНГ производитель торпед с тепловым двигателем, сообщает CMN.kz
Конкурс на продажу 100% акций «Машиностроительного завода им. С.М. Кирова» назначили 12 марта на 10:00. Подать заявки можно вплоть до 08:00. Желающие должны внести гарантийный взнос в 110,7 млн тенге. Стартовая цена составила 6 144 491 882 тенге. Конкурс пройдёт по английскому методу торгов: не менее двух заявок и победителем объявляют того, кто больше предложит.
Акционером завода выступает АО «Национальная Компания «Казахстан инжиниринг». Он принадлежит комитету госимущества. Предприятие занимается 67 видами деятельности, среди которых литьё чугуна, обработка цветных металлов и сплавов, а также производство металлических изделий.
Новые владельцы машиностроительного завода должны будут следовать некоторым правилам:
- Сохранить профиль деятельности;
- Cохранение не менее двух третей штатной численности из числа казахстанцев;
- Сохранить или создать новые рабочие места;
- Погасить задолженность по зарплате и налогам;
- Погасить кредиторскую задолженность завода перед АО «НК «Казахстан инжиниринг» по выплате займов, вознаграждения по займам, штрафа (пеня, неустойка), дивидендов и прочей задолженности в течение двух лет с даты заключения договора купли-продажи;
- Ограничить совершение сделок (перепродажа, залог, передача в управление) и/или запретить определенные действия по отношению к заводу в течение года;
- Подписать договор купли-продажи по форме, утвержденной АО «НК «Казахстан инжиниринг».
Завод им. Кирова: старая лицензия и два млрд тенге долга
Чтобы оценить завод перед покупкой, представители АО «НК «Казахстан инжиниринг» загрузили целый список документов:
- Лицензию на «Производство, переработку, хранение, реализацию и уничтожение ядов». Её выдали 25 июля 2008 года;
- Лицензию на «Деятельность, связанную с оборотом прекурсоров». Документы выдали в конце июля 2017 года сроком на пять лет. Если АО не получало новую лицензию, то представленная на электронных торгах уже недействительна;
- Свидетельство юрлица, устав, два проекта договора купли-продажи, аудированная финотчётность за 2020, 2021 и 2022 годы и справка о финансовой задолженности;
- Отчёт об оценке 100% акций завода
По состоянию на 31 августа 2023 год, доходы от реализации составляют 77 млн тенге, а расходы перевалили за 181 млн тенге. Чистая прибыль машиностроительного завода им. Кирова на 2022 год составляет 325 млн тенге. Уставной капитал в позапрошлом году составлял 48,5 млн тенге, а нераспределённая прибыль – 2,2 млрд тенге.
Завод расположен на территории более 20 га в Алматы по улице Макатаева, 127. Состоит из более 14 цехов, включая металлообрабатывающий, для точного литья, лазерной и термической обработки, кузнечно-прессовых работ и гальванических покрытий. Аудиторы сообщили, что большая часть строений находится в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Самый старый объект датируется 1940 годом постройки, а самый новый – 2020.
По данным оценщиков, всё оборудование на балансе машиностроительного завода оценивается в 6,1 млрд тенге. Аудиторы рассмотрели вариант цены в зависимости от размера пакета акций. Отметим, что оценщики при проверке учли операционные данные за восемь месяцев 2023 года.
Учитывая задолженность завода перед нынешним владельцем, покупателю необходимо выложить минимум в 8,1 млрд тенге. По предоставленным документам, дочернее предприятие на 22 февраля 2024 года не заплатила более двух млрд тенге. Больше всего завод должен своему владельцу дивиденды – 1,6 млрд тенге. На втором месте находятся штрафы (236,4 млн тенге), а на третьем – основной долг (120,2 млн тенге).
Что предлагают покупателям за 8,1 млрд тенге или что есть на балансе завода?
Согласно справке, завод выступает единственным производителем торпед с тепловыми двигательными установками на территории СНГ. При взаимодействии с рядом предприятий бывшего СССР на предприятии освоили выпуск морских торпед 20 типов и модификаций. Также ведётся выпуск судового гидравлического оборудования, а также техники для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей.
Всего на заводе производят 150 видов различного товара. Занимаются восстановительным ремонтом спецпродукции. Ключевой специализацией для предприятия остаются:
- торпеды с тепловым двигателем;
- судовая гидравлика и автоматика горения судовых котлов;
- машиностроительная продукция общепромышленного назначения.
На предприятии работают более 360 человек. Завод состоит из административного здания, восьми цехов, термического участка и лаборатории. Общая площадь строений составляет 100 тысяч квадратных метров. Основными заказчиками помимо казахстанского правительства выступают Россия и Индия.
Почему цеха казахстанского завода хотят отдать под производство турецких бронемашин?
Среди перспективных проектов машиностроительного завода значится участие завода в реализации проекта по производству, сервису и обслуживанию бронированной колесной и гусеничной техники совместно с турецкой компанией Otocar и ТОО «Astana MPR project». Для этого цеха передадут ТОО «SP BKM», принадлежащего Astana MPR project и TransTechMash Co ltd. Компанию создали в январе 2023 года в Астане. SP BKM занимается производством военных боевых транспортных средств.
Речь идёт о бронемашинах, в лоббировании которых обвиняли министерство обороны. Осенью 2022 года разгорелась настоящая информационная война: ведомство распространило в СМИ текст с объяснениями, почему целесообразно покупать бронемашины Cobra у иностранной компании Otokar, а не казахстанские. В ответ в Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса разобрали по полочкам доводы сотрудников Минобороны.
В начале 2023 года на просторах интернета вновь всплыла информация о приобретении бронированной колёсной машины (БКМ). На этот раз Казахстан якобы планировал приобрести 834 автомобиля ARMA за два триллиона тенге. В Минобороны информацию снова опровергли. Они сообщили, что присматриваются к технике.
В августе с турецкими машинами произошёл ещё один казус. На полигоне едва не затонула ARMA 8×8. Планировалось, что техника пересечёт реку Или, но этого не произошло. В Astana Mpr Project и Минобороне случившееся окрестили «спланированной акцией». Надо было проверить плавучесть, поэтому специально не закрыли люк.
Казахстанские бронемашины
Все эти истории о якобы лоббировании турецкой техники связаны с тем, что в Казахстане есть собственное производство. ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering» выпускает аналогичные машины. В середине сентября на «ЭКСПО Центральная Азия-2023» в Таджикистане БКМ продемонстрировали широкой общественности и главам государств. Представляли военные машины «Барыс» батыры в национальной одежде.
В начале декабря Касым-Жомарт Токаев встретился с главой Минобороны Русланом Жаксылыковым и потребовал взаимодействовать с отечественными оборонными предприятиями. Следовательно, вопрос о турецких бронемашинах должен был решиться сам собой.
На этом, казалось бы, в этой истории должна была быть поставлена точка. Тогда откуда столь перспективный проект у машиностроительного завода им. Кирова?
Отметим, что вокруг лоббирования интересов турецкой компании вскрылись новые факты. Читайте о них в следующем материале на сайте CMN.kz.
Читайте также:
- Плата за молчание: у владельцев Bazis вымогали 1,5 млн долларов и квартиры
- Пенсию – в вагоны: «дочка» КТЖ продала компании Кулибаева 4500 цистерн для нефти
- Как компания Кулибаева с КазМунайГазом судилась за 1 млрд тенге
Комментируй, делись мнением у нас в Telegram!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на CMN.