По данным МФЦА, один процент от ВВП Казахстана занимает креативная индустрия. Туда входят медиа, дизайн, технологии и коммуникации, а также товары и услуги с культурной и развлекательной ценностью. Совсем недавно музыка казахстанских исполнителей стала доступна в Instagram. А как дела у отечественных производителей на рынке компьютерных игр? Читайте в материале CMN.KZ
В Казахстане, по предварительным данным федерации киберспорта, более трех миллионов активных геймеров. Отечественный видеоигровой рынок только переживает своё становление. Причём казахстанские разработчики при большой базе активных игроков в стране ориентируются на международную аудиторию.
В аналитическом докладе МФЦА посчитали общую выручку видеоигрового рынка в Казахстане. Она составила 238 млн долларов к 2023 году. К 2027 ожидают рост до 317 млн долларов.
В том же документе, общемировые цифры выручки видеоигровой индустрии к 2023 году достигли 227 млрд долларов. К 2027 году прогнозируют рост до 312 млрд.

Согласно приблизительным данным из Astana Hub, на начало 2025 года, в стране разработали 71 игру. Общее количество установок достигло почти 300 млн. Такого результата добились благодаря мобильным играм.
Из общего количества только 14 разработок – компьютерные игры, при этом, на них приходится лишь 211 тыс. установок. Это меньше одного процента.
«Ожидается, что мобильные игры останутся крупнейшим сегментом в Казахстане, а выручка к 2027 году достигнет 193,2 миллиона долларов. Этот рост подчеркивает сильное предпочтение региона к мобильным играм и значительный потенциал для расширения в других сегментах», – подметили в докладе МФЦА.
Среди отечественных проектов превалируют независимые инди-игры (игра, которую разрабатывает команда энтузиастов – Прим.Ред.). Это происходит из-за нехватки финансирования и инвестиций в индустрию.
«В индустрии наблюдаются трудности с привлечением финансирования для сектора видеоигр. Это означает, что Казахстан в значительной степени полагается на иностранные разработки. Такая ситуация ограничивает возможности для развития отечественной индустрии», – подчеркнули в докладе МФЦА.
О наших в Steam
Steam — это популярная платформа среди геймеров по всему миру. Там можно покупать, скачивать и запускать игры. На ней публикуют не только большие проекты от крупных видеоигровых компаний, но также цифровые продукты маленьких студий и разработчиков. На момент написания статьи площадкой пользуются более 30 млн человек одновременно.

«Если твоей инди-игры нет в Steam – её не существует. Эпоха скачивания непонятных установочных файлов с форумов прошла и это единственный способ распространить хотя бы пробную версию своей игры. И даже если не ушла (эпоха), у нас нет локальных ресурсов, нет «игроСМИ», где можно рассказать про свою игру», – рассказал CMN.KZ автор информационного канала об играх Евгений Белов.
По данным Astana Hub, самая большая и успешная казахстанская игра на платформе Steam – это «She sees Red». У неё, согласно представленным данным, сто тысяч установок.

У проекта действительно много отзывов. На момент написания статьи, 2,643 человека поделились своим мнением об игре, 77% процентов из них – положительные.

Однако игра, что подтверждают отзывы на площадке, не дотягивает до уровня масштабного проекта.

Если изучить другие игры из списка, видно, что они никому не нужны.

Год назад на CMN.KZ вышел материал об интересном проекте от Beshbarmak games. В FYW можно исследовать юрты, степь, готовить бешбармак и материться… Правда, по-русски. Нецензурной бранью в игре отпугивается беш-ведьма.
Немного освежим память об этой игре. Игра вышла в марте 2024 года на платформе Steam. Спустя месяц разработчики сообщили, что уже имеют 30% возвратов от покупок игры.
Игра по сей день продаётся на площадке, её стоимость, на момент написания статьи, составляет 2 900 тенге. Отзывы, до сих пор, остаются положительными.

Однако, если проверить данные об активных игроках в Steam на FYW, заметно, что в игру сейчас никто не играет.

Взгляд снизу
Казахстанский разработчик Адиль Мукашев под псевдонимом «Joseph Stubborn» рассказал в интервью CMN.KZ о сложностях разработки игр и рынке в Казахстане:
«Индустрия игр у нас в стране пока стоит на месте. Развитие идёт очень медленно. У нас в основном делают мобильные игры и симуляторы. Есть один крупный проект «She sees red», но это больше кино чем игра».
По его словам, разработчикам не хватает государственной поддержки. Сейчас этими вопросами занимается Astana Hub. Но, как он пояснил, пока там предоставляют только курсы по 3D-моделированию и небольшие консультации.
«Сейчас, в целом, очень хорошее время, чтобы показать себя в индустрии. Много великих и знаменитых студий сильно сдают свои позиции. Рынок переполнен играми низкого качества от крупных студий, а инди сегмент охватывает всё больше аудитории. Так что сейчас самое время проявить себя», – подчеркнул разработчик.
Он считает, что государство должно поддержать сферу видеоигр. Рынок образуется и сам, но ждать этого, как подчеркнул спикер, можно долго.
«В РФ индустрия стремительно растёт, если раньше у них было как у нас – несколько небольших команд по стране, которые делали мобильные игры. То сейчас там уже много крупных студий и много известных игр», – заметил Мукашев.

Разработчики из той самой Beshbarmak games сообщили корреспонденту CMN.KZ, что находятся на грани закрытия:
«Да, FYW гремела практически месяц в русскоязычном медиапространстве. Но это никак не связано с финансовым успехом. Во-первых, очень много возвратов. Где-то 30%. А во-вторых, продаж катастрофически мало, не окупилась даже разработка игры. Следующие проекты встречали по-разному, у нас их уже семь. Но в целом, конечно еще хуже, чем FYW, в финансовом плане. Два проекта имеют вообще нулевые продажи. Однозначно можно сказать, ориентироваться нужно на западную аудиторию или Японию. Мы же сфокусировались на аудиторию СНГ и это закончилось провалом. Теперь студия на грани закрытия».
Игроделы подчеркнули, что рынка видеоигр, как такового, в нашей стране нет. Они тоже считают, что государственная поддержка сферы необходима:
«Поддержки никакой нет, а она крайне необходима. Ну либо мы про неё не знаем. Разработка игр — это очень дорогой процесс и, конечно же, хочется в первую очередь поддержку в виде инвестиций. Но крайне важно и работать с аудиторией. До тех пор пока нормой считается скачивать с торрента, что, по сути, является воровством интеллектуальной собственности, говорить о развитии инди-геймдева нет смысла. Это нужно решать на государственном уровне, отслеживать, вводить штрафы, как это делают, например, в Германии. Конечно же, нужно объяснять людям, что покупкой вы поддерживаете студии и на эти деньги могут создаваться новые проекты. Нужно учить людей ценить и уважать чужой труд».
Что будет?
Отечественный рынок разработки компьютерных игр находится на начальном этапе своего развития и, как видно из показателей, сталкивается с трудностями. У немногочисленных казахстанских игр в Steam проблемы с получением прибыли и привлечением широкой аудитории.
Опрошенные разработчики отмечают острую необходимость государственной поддержки индустрии, включая инвестиции и меры по развитию культуры потребления лицензионного контента. Существующая инфраструктура, по мнению разработчиков, почти не сопутствует созданию игр.
Сложно представить, что в Казахстане по щелчку появится собственная площадка для дистрибуции видеоигрового контента. Да и сами создатели игр не хотят развивать продукты с национальным брендом или в рамках отсутствующей инфраструктуры.

В мировой практике есть интересный пример из Великобритании. Там программа Video Games Tax Relief способствовала развитию Rockstar North. Эта студия создала чрезвычайно успешную серию Grand Theft Auto. Льготную систему ввели специально, чтобы игры разрабатывали в Соединённом Королевстве.
У нас совсем другой случай. Рынок в Казахстане маленький, а вокруг Astana Hub ситуация сложная. С одной стороны, меры по развитию индустрии в ведомстве принимают. Действительно, проводят семинары, публикуют информационные материалы по вопросам разработки игр. С другой стороны, как подчеркивают разработчики, этой поддержки недостаточно.
Рынок видеоигр, даже у нас, по данным МФЦА, неизбежно будет расти. Некоторые подвижки уже имеются, в том числе, в сфере интеллектуальной собственности, но как это будет выглядеть применимо к авторскому праву в области разработки и распространению компьютерных игр не ясно.
При этом, мажилис уже одобрил поправки о господдержке Astana Hub. Цифровому технопарку обещают передать всё сферу инноваций. Учитывая эти факты, непонятно что будет дальше с отечественными проектами в сфере видеоигр дальше.
Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.
Читайте также: