В социальных сетях клиенты финучреждения миллиардера Тимура Турлова заявили о проверках источника средств, сообщает CMN.KZ
В середине апреля в Treads появились публикации клиентов Freedom Bank о том, что их счета внезапно заблокировали. Пользователь под ником canis1majoris рассказал, что в 2024 году перешёл с Forte Bank в Freedom. Помимо экосистемы финучреждения, он пользовался в том числе и валютным рынком Forex. 16 апреля служба безопасности банка внезапно заблокировала доступ в приложение.
«Не к конкретной карте или счёту, а ко всему. Без каких-либо предупреждений. Теперь просят ожидать неизвестно сколько пока со мной свяжутся. Почему лишить человека денег без выяснения обстоятельств и каких-либо предупреждений норма? Оператор в Call-центре не смог ничего решить и просто бросил трубку. Я может не понимаю процессов, но это выглядит крайне не человечно», – написал на своей странице canis1majoris.
В этот же день приложение клиенту разблокировали, но карт-счёт нет. Молодой человек отметил, что служба безопасности за полдня с ним так и не связалась. А ещё мужчина посоветовал не «хранить все деньги в одном месте».

Аналогичную историю рассказал stan_akrapovich. У него приложение заблокировали 16 апреля. По словам мужчины, со счёта Freedom Bank он оплачивал бытовые расходы, бензин, продукты, развлечения, покупки. Для подтверждения источника денег на счету, он предоставил выписку из другого банка.
«Я на 1000% уверен, что не делаю подозрительные операции, чтобы банк себя обезопасил, заморозил депозит с 20 миллионами, которые там лежали пять месяцев, и до этого в другом банке. Как теперь после такого верить, что завтра это не повторится. Единственная операция «подозрительная»?это я каждый месяц, уже 1,5 года, отправляю деньги своей бабушке в Россию. Каждый месяц на одного и того же человека. И из-за этого делать блок 20 миллионов?» – написал клиент Freedom Bankа.

Как отметил мужчина, приложение ему разблокировали в тот же день. Доступ к картам и депозитам обещали открыть только на следующий день – 17 апреля. После такого клиент хочет вернуть часть денег на счета в другом банке.
Отчёт за 1,7 млн тенге
Ещё одна история произошла с клиенткой Freedom Bank: с неё потребовали отчёт за 1,7 млн тенге. Всё это происходило в рамках внутренней проверки. Лежащие на счету деньги, женщина получила от своего супруга ещё с января 2025 года. Кроме того, 500 тысяч тенге она перевела со своего счёта в другом банке на Freedom.
«Муж мне скинул отчёт с пенсионного фонда, где показано, что у него есть зарплата, и он платит налоги. Им этого мало. Они требуют предоставить полную цепочку: его зарплата; справка; приказ о зачислении на работу; справка из другого банка, где зарплатный проект; справка о переводе этих денег на его счёт во Freedom Bank и справка о переводе этих денег ко мне на счёт Freedom. И это по данным ещё на январь», – рассказала историю казахстанка.
Кроме переводов от мужа, женщине нужно доказать и откуда появились её 500 тысяч тенге.
«А теперь насчёт моих 500 тысяч тенге, которые я перевела из другого банка. Я не работаю, но у меня есть купля-продажа недвижимости в 2021 году. Я предоставила справку с Egov.kz, что продала недвижимость, и что в этот же день на счёт в банке поступили деньги. Другой недвижимости у меня нет. И эти деньги я перевела на счёт Freedomа. Теперь они требуют договор купли-продажи за 2021 год за 500 тысяч тенге. Я что миллионы перевожу? В справке Egov.kz всё написано».
Имеем право: во Freedom Bank ответили, почему проверяют, откуда у клиентов деньги
В пресс-службе Freedom Bank в ответ на запрос редакции CMN.KZ рассказали, что имеют право запрашивать у клиента сведения и документы в рамках пункта 5 статьи 5 Закона «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
«Во исполнение требований действующего законодательства и внутренних документов, банк осуществляет процедуру надлежащей проверки клиентов. В случаях, когда имеются основания полагать, что операции могут быть связаны с отмыванием доходов или финансированием терроризма, банк применяет усиленные меры проверки», – отметили в финучреждении.
Кроме того, Freedom Bank может прекратить деловые отношения, приостановить или отказать в проведении операций, а также отказаться от исполнения ранее заключённых договоров, если это предусмотрено законодательством Казахстана. Это возможно в том числе при наличии информации об участии клиента, его представителя или бенефициарного собственника в экстремистской или террористической деятельности.
«Банк имеет право запрашивать у клиента любую информацию и документы, включая сведения о происхождении и целевом использовании денег, необходимые для предоставления банковских продуктов и услуг, проведения операций, валютного контроля, соблюдения законодательства Казахстана, международных стандартов, требований FATCA (закон о налогообложении иностранных счетов) и ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), а также передачи данных уполномоченным органам».
Подписывая общие условия (пункт 40.14 статьи 40), клиенты банка соглашаются с условиями по приостановке или отказе в проведении операций.
Ранее отдел расследований CMN.KZ рассказал, что изначально американская компания, ставшая позже FREEDOM HOLDING, имела казахстанские корни. BMB Munai через Emir Oil занималась разведкой нефтяных и газовых месторождений на побережье Каспийского моря. Американская компания ранее якобы принадлежала Бахытбеку Байсетову (акционер 48,47% АО «Банк ЦентрКредит») и Миргали Кунаеву.
Эту информацию подтвердил корреспонденту и сам Тимур Турлов. По его словам, он «получил контроль над их бывшей оболочкой». Предприятие якобы было никому не нужно, поэтому в 2015 году Турлов им заинтересовался. В BMB Munai провели аудит и позже начали передавать активы в обмен на допэмиссию акций, чтобы в будущем выйти на Nasdaq.
Читайте также:
Акционер банка и почётный консул Таиланда в РК: кто владел компанией, ставшей Freedom Holding?
Проверка на отмывание денег и финансирование терроризма: какого кота в мешке купил Турлов?
1 комментарий
Добрый день!
Аналогично столкнулся с блокировкой карты и приложения из-за использования форекса на фридоме. Никаких объяснений и сроков, уже почти 2 недели. В соцсетях и чатах телеграмм нашел уже 5х человек с такой же проблемой. Держим связь