Речь идёт о АО «Каскор-Транссервис», которой с 2014 года принадлежали магистральные железнодорожные пути от станции Мангышлак до морского порта Актау, сообщает CMN.KZ
Редакция давно следит за этим кейсом. Ещё 18 апреля 2022 года экс-председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин (с 6 февраля 2024 года заместитель премьер-министра) на встрече с президентом сообщил, что проводится проверка в отношении АО «Каскор-Транссервис». Предприятие владеет 15 км подъездного пути. Организация самостоятельно устанавливает стоимость тарифа на своих ж/д путях.
14 июля 2023 года на заседании комиссии о демонополизации экономики под председательством бывшего премьер-министра Алихана Смаилова приняли решение относительно частного перевозчика. Сотрудников КТЖ попросили проверить АО «Каскор-Транссервис». По заключениям техспециалистов, подъездные пути грузоперевозчика имеют признаки магистральных путей. При этом владеть ими имеет право только нацкомпания.
О проблеме также говорил мажилисмен Аскар Садыков. Только вместо слов о защите государства, он заявил о беспределе, рейдерстве и закабалении бизнеса олигархами и КТЖ.
6 марта 2024 года на сайте минтранспорта опубликовали приказ, где ж/д пути «Каскор-Транссервис» указали как магистральные:
- Мангышлак – Актау порт – парк Строительная – маневровый парк;
- Мангышлак – парк Химическая – парк Строительная;
- Парк Строительная – парк Юбилейная.
По данным главной транспортной прокуратуры, согласно действующему законодательству магистральные железнодорожные пути должны находиться в госсобственности.
«Учитывая стратегическое значение указанных объектов и необходимости их возврата в государственную собственность по акту надзора прокуратуры Министерство транспорта обратилось с исковым заявлением в суд. Решением Специализированного межрайонного экономического суда Мангистауской области от 14 марта 2025 года исковые требования удовлетворили в полном объёме», – сообщили в пресс-службе.
В главной транспортной прокуратуре считают, что это решение гарантирует контроль государства над ключевыми объектами железнодорожной сети.
Связь с Нуртаем Абыкаевым
В самом АО «Каскор-Транссервис» корреспонденту CMN.KZ в марте прошло года рассказывали, что некий инвестор хочет вложиться в развитие сектора. Но наличие частной компании, как веткодержателя, каким-то образом будет ему мешать.
Ранее кресло председателя совета директоров в АО занимал старший сын известного госдеятеля Марат Абыкаев. Нуртай Абыкаев руководил КНБ, работал в администрации президента при Назарбаеве и был сенатором. Должность сын госдеятеля занимал ещё в 2022 году, после чего его сменил Канат Шагиров.

Скорее всего, магистральные сети передадут на баланс нацкомпании КТЖ. Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.
Читайте также: