В мажилисе рассмотрели в первом чтении проект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам культуры и образования. Нововведения предусматривают введение премий для учителей призёров олимпиад и освобождении от отработки грантов выпускников, которые воспитывают или ухаживают за ребёнком с инвалидностью, передаёт CMN.KZ
Законопроект на заседании нижней палаты представил депутат Асхат Аймагамбетов. Он кратко изложил основные положения документа, одно из которых касается поддержки одарённых учеников.
«В прошлом году был принят закон, предоставляющий победителям самых престижных международных научных конкурсов возможность поступать в вузы на государственный грант без сдачи ЕНТ. Также в рамках программы «Болашак» одарённым учащимся разрешено поступление на бакалавриат в ведущие зарубежные университеты. В новом законопроекте предлагаем ввести норму о разовой выплате премий для таких талантливых учеников и их учителей. Мы считаем это важным для развития научного потенциала молодёжи и стимулирования одарённых учащихся»,– отметил он.
Также изменения затронут обязательства по отработке образовательных грантов. Согласно действующим правилам, выпускники, обучавшиеся по государственному гранту, обязаны отработать три года по полученной специальности. В противном случае они должны вернуть сумму гранта в бюджет.
Однако, по словам Аймагамбетова, к депутатам часто обращаются граждане, воспитывающие ребёнка с инвалидностью, ухаживающие за лицом с инвалидностью первой группы с просьбой освободить их от обязательной отработки из-за сложных жизненных обстоятельств.
«Мы проанализировали ситуацию и предлагаем ввести в законопроект новые нормы. Это освобождение от обязательной отработки выпускников, воспитывающих ребёнка с инвалидностью или ухаживающих за лицом с инвалидностью первой группы. Также предоставление отсрочки по обязательной отработке гражданам, обучающимся в зарубежных вузах на уровне резидентуры и магистратуры до завершения их обучения. Если они, окончив вуз, поступают в магистратуру или резидентуру за рубежом, им даётся определённая отсрочка, и после завершения обучения он может вернуться в страну и отработать по своей специальности», – пояснил мажилисмен.
Аймагамбетов также отметил, что в Казахстане планируют введение системы классификации вузов. Так, дифференцирование стоимости грантов для университетов в зависимости от качества образования позволит создать мотивацию для ВУЗов. Кроме того, усилит конкуренцию между учебными заведениями и повысит качество подготовки кадров.
Ещё одно нововведение: получение рабочей профессии в школе.
«Законопроект предлагает предоставить учащимся 10-11 классов возможность получать профессиональные навыки по востребованным профессиям одновременно с обучением в школе. Пилотный проект уже реализуют с 2022 года в 17 регионах, более чем в 100 школах и 40 колледжах. Ожидается, что в 2025 году более 700 выпускников получат квалификационные документы, которые позволят им выйти на рынок труда с готовыми профессиональными навыками», – уточнил депутат.
Также изменения коснуться прозрачности штатной структуры образовательных организаций, вовлечения школьников в культурную жизнь страны, развития библиотек и поддержки книгоиздания, ономастики и дошкольного образования.