В начале января стало известно, что в международном аэропорту Караганды сменились учредители. Новыми владельцами стали топ-менеджеры компаний миллионера Булата Утемуратова – Ерлан Оспанов и Айдан Аканов. Отдел расследований CMN.kz выяснил, как владельцы воздушной гавани нарушали монопольное законодательство
Зимой 2024 года аэропорт Караганды неоднократно попадал в поле зрения СМИ. Сначала стало известно о смене собственника, а потом о прибытии самого большого военного самолета Ан-124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр». По размеру воздушное судно занимает пятое место в мире, уступая Airbus A380, Airbus A340-600, Ан-225 «Мрия» и Model 351 Stratolaunch.
Карагандинский аэропорт построили в феврале 1934 года. Он – один из самых крупных в стране и относится к числу внеклассовых, потому что его взлётно-посадочная полоса может принимать все типы воздушных судов. В 2005 году 89 671 простых акций АО «Аэропорт «Сарыарка» выкупило ТОО «Sky Service».
Долгое время аэропортом Караганды владели Рустем Бектуров (был в совете директоров АО «ForteBank»), Альжан Имашев (родственник Нурали Алиева) и компания CANNANA LIMITED (Принадлежит Булату Утемуратову). По данным аудиторской отчётности, конечной стороной материнской компании является Cannana Limited, которая зарегистрирована в Республике Кипр.
Летом 2023 года топ-менеджеры предприятия «Верный Капитал», Ерлан Оспанов и Айдан Аканов, выкупили ТОО «Sky Service», которой принадлежит 89 671 простых акций АО «Аэропорт «Сарыарка». Партнёры сообщили, что планируют сделать аэропорт карго-хабом. В пресс-службе сообщили, что покупка компании топ-менеджерами — распространенный в бизнесе вид сделок.
Добавим, что в середине января в аэропорту Караганды отменили авиарейсы. В пресс-службе воздушной гавани сообщили, что задержка и отменена рейсов не связана с метеоусловиями. Причиной стал гололёд. Взлётную полосу пришлось долго чистить.
Как аэропорт Караганды получал тендеры из одного источника
Услуги карагандинского аэропорта регулярно требуются различным компаниям. В 2024 году воздушная гавань получила государственные заказы сразу от нескольких подведомственных государству организаций:
- АО «Казавиаспас»,
- Карагандинская областная территориальная инспекция
- Войсковая часть 21751
- Карагандинская областная территориальная инспекция Комитета ветеринарного контроля и надзора
- Войсковая часть 50185
- Войсковая часть 53975
- Казаэронавигация
Всего с начала года представители аэропорта подписали 16 контрактов на сумму более 133 млн тенге. Все договоры заключили из одного источника напрямую.
С 2015 года АО «Аэропорт «Сары-Арка» пополнил казну государства на сумму более 851 млн тенге. Отметим, что в октябре 2021 года сотрудники воздушной гавани через суд требовали от Департамента госдоходов по Карагандинской области отменить возврат превышения суммы НДС за 2017 год – 47 787 127 тенге. Судебная коллегия по гражданским делам 4 октября 2021 года отказала представителям аэропорта в удовлетворении иска.
А вот владелец простых акций воздушной гавани, ТОО «SKY SERVICE», не может похвастать столь высокими налоговыми показателями. В 2021 и 2022 году они и вовсе не пополняли казну государства. В этом году, по данным комитета госдоходов, они также ещё не выплачивали налоги.
Отметим, что учредитель Айдан Аканов задолжал управлению госдоходов по Медеускому району 74 253.28 тенге, из которых 5 824.64 тенге пеня.
Как аэропорт хранил чужой самолёт
В июле 2019 года представители аэропорта «Сары-Арка» подали в суд на Алмаса Карибаева. Как выяснилось в суде, с 23 сентября 2005 года на территории воздушной гавани находился АН-26Б «для сбережения и сохранения имущества».
С июня 2011 года воздушное судно принадлежало Алмасу Карибаеву. За сохранение своего имущества он платил администрации аэропорта. Но по неизвестным причинам перестал это делать с декабря 2016 года по 28 февраля 2019 года. За это время накопилась задолженность – 3,3 млн тенге.
Задолженность посчитали из расчёта цены за предоставление места стоянки АН-26Б за превышение лимита – более трёх часов после посадки.
12 июля 2019 года Бостандыкский районный суд Алматы встал на сторону истца и потребовал взыскать с владельца воздушного судна долг.
Как владельцы аэропорта Караганды заработали деньги на авиационном ГСМ
В мае 2020 года в региональном департаменте Комитета по защите и развитию конкуренции заинтересовались деятельностью аэропорта. Предметом расследования стали высокие цены на авиационное топливо в 2018-2019 годах.
«Аэропорт «Сары-Арка» на рынке услуги поставки авиатоплива воздушным судам в 2018 – 2019 годы занимало 100% доли доминирования. Внешний акт антимонопольного комплаенса, утверждённый АО от 23 августа 2017 года, 20 декабря 2018 года, 24 декабря 2019 года, не соблюдает систему мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства. Комплаенсом утверждены различные условия по реализации авиаГСМ в отношении потребителей»,
выяснили в суде Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям Караганды.
Доход от монополистической деятельности:
- За 2018 год – 327 560 370 тенге умножить 5% = 16 378 018,5 тенге
- За 2019 год – 294 537 880 тенге умножить 5% = 14 726 894 тенге
Итого вышло 31 104 912 тенге
Юридический отдел аэропорта в мае 2021 года пытался оспорить и отменить заключение с результатами расследования от 26 февраля 2021 года, но у них не вышло. В суде апелляционной инстанции им тоже отказали.
2 сентября 2022 года Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Караганды постановил привлечь воздушную гавань к адмответственности по части 3 статьи 159 КОАП РК (Монополистическая деятельность) и наложить штраф в размере 31 104 912 тенге.
В конце октября представители аэропорта попросили рассрочку на три месяца – по 10,3 млн тенге. Иск им удовлетворили.
Редакция CMN.kz продолжит следить за развитием событий.
Читайте также:
Компания Тимура Кулибаева строит виллу в элитном поселке Абу-Даби
1 комментарий
Pingback: Нефтепродукты, бургеры и фиксация ПДД: кому Тимур Кулибаев доверил свою компанию? - Central Media News