Деньги, выделенные на дороги в Казахстане, будут маркировать. Таким образом власти будут отслеживать движение средств до конечных поставщиков, передаёт CMN.KZ
Чтобы исключить коррупцию в сфере дорожного строительства в Казахстане начали «окрашивать» деньги. Проект будет масштабирован на всю дорожную отрасль, так как по мнению Антикора, она является одной из проблемных.
«Будет оцифрован весь цикл планирования и движения бюджетных средств. Предусматривается «маркировка» каждого тенге, что позволяет отслеживать движение средств вплоть до конечных поставщиков. Проект затрагивает отдельные регионы и объекты по вопросам строительства автомобильных и железных дорог, а также приобретения сельхоз техники и животных», — говорится в сообщении ведомства.
Механизм уже заработал и первые цифровые тенге направлены поставщикам и подрядчикам.
Так, 164 млрд «окрашенных» тенге перечислили на строительство железной дороги «Достык-Мойынты» в Карагандинской области, 100 млн цифровых тенге – на ремонт автодороги «Мукур-Кульсары» в Атырауской области.
«Это очень важный проект, его повсеместное внедрение станет серьёзным барьером для хищений», — подчеркнул глава антикоррупционной службы.
Также ожидается, что готовность подрядчиков работать «в открытую» с маркированными деньгами будет способствовать развитию честного бизнеса по принципу «Open Book».
Вместе с тем в Агентстве сообщили, что в 2024 году сотрудники ведомства выявили свыше 1,2 тысяч коррупционных рисков, которые установлены на всех процессах от планирования до освоения средств и приёмки работ.
«Сейчас проекты проверяются вручную, что создаёт условия для явного завышения смет – установлен 591 факт на 11 млрд тенге. Это позволяет нечистоплотным экспертам за вознаграждения давать заключения без замечаний», — пояснили в Антикоре.
В ведомстве считают, что такое подход необходимо пересмотреть и сделать акцент на исключение нерациональных расходов. Экспертиза должна проверять, насколько обоснованы и необходимы заявленные расходы.
Всего в Министерство транспорта внесли порядка 100 рекомендаций, направленных на автоматизацию процессов составления и экспертизы ПСД, усиление полномочий Наццентра качества дорожных активов, ужесточение ответственности технадзора, создание цифровой карты автодорог и др.