С момента обнаружения месторождения Кашаган прошло около 25 лет. Однако бриллиант в короне Казахстана существенно потускнел. Вместо денежного потока страна получила большое количество проблем, в том числе экологического характера. Отдел расследования CMN.KZ выяснил, как связаны работы по Фазе-2 с семьёй экс-президента
В прошлой части редакция рассказала, с чего начиналось освоение казахстанского месторождения Кашаган. Участниками Соглашения о разделе продукции (СРП) стали SHELL, ENI, ExxonMobil, Total, CNPC и Inpex и «КазМунайГаз». Из-за проблем с растрескиванием трубопровода коммерческую добычу переносили несколько раз. В итоге нефть увидели только 1 ноября 2016 года.
В рамках соглашения о разделе продукции (СРП) реализованные полезные ископаемые делятся на Сost oil (компенсационное нефтегазовое сырьё, которое остаётся у инвесторов) и Profit oil (прибыльное нефтегазовое сырье, которое делится между всеми участниками проекта и Казахстаном). Согласно аналитическому отчёту WoodMackenzie, величина приоритетного платежа или роялти зависит от стоимости сырья. При цене в 55 долларов за баррель нефти наша страна получает всего 2%.
До 2013 года основные работы по Фазе-1 проводил коммерческий бренд итальянской группы Eni – Agip. Их в этом деле заменил SHELL.
Читайте также: На Кашагане пересмотрели работу с казахстанскими поставщиками: принесёт ли это больше денег стране?
Первая партия нефти с Кашагана отправлена в порт Баку
На днях в «КазМунайГаз» объявили, что казахстанский танкер «Taraz» с кашаганской нефтью вышел из порта Актау в Баку. Это первая партия нефти с Северо-Каспийского СРП, которую транспортируют по альтернативному маршруту.
«Нефть транспортируют по трубопроводной системе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) до Средиземного моря. Экспортёром выступит «КМГ Кашаган Б.В». Этот шаг способствует дальнейшему развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута», – указали в нацкомпании.
Первые шаги по поиску альтернативного маршрута для экспорта углеводородов «КазМунайГаз» принял ещё в 2022 году, когда подписал генеральное соглашение о транзите с азербаджанской госкомпанией SOCAR. В марте прошлого года стороны заключили ещё один документ о поэтапном увеличении транзита нефти. По соглашению, объём поставок вырастет до 2,2 млн тонн в год.
Отметим, что информация «КазМунайГаз» хоть и верная, но требует определённой корректировки. Как указал эксперт в нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов, нефть с месторождения Кашаган на танкере «Тараз» по БТД действительно отправляют впервые. Только по этому маршруту, но уже на других танкерах перевозили сырьё с «бриллианта в короне Казахстана». Только Total это делает уже два года, а Inpex в прошлом году транспортировал один танкер.
Из чего состоит месторождение Кашаган?
Производственные объекты NCOC включают наземный и морской комплексы. В первом случае речь идёт о той самой установке комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» (УКПНиГ), которая находится 35 км к востоку от города Атырау. Общая площадь участка составляет 350 га.
Кроме того, есть база Баутино в Мангистауской области, которая выступает в качестве главной логистической поддержки месторождения Кашаган. Незамерзающая природная гавань Тупкараганского залива стала морской поддержкой для круглогодичного судоходства.
«База обеспечивает поддержку морских операций, координирование флота морских судов, поставки и хранение материалов, оборудования и топлива. Более того, одной из основных функций базы Баутино является ликвидация разливов нефти в случае аварийной ситуации на всей территории производственных операций на морском комплексе в рамках Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию», – указано на сайте NCOC.
Морской комплекс представляет собой пять искусственных островов: остров D, остров A, острова EPC-2, 3 и 4. Именно остров D и стал первым эксплуатационно-технологическим центром для добычи сырой нефти и закачки газа. Его использовали для первоначальной сепарации продукции. Оттуда сырьё транспортируют по трубам диаметром 28 дюймов как раз на производственные объекты наземной части.
Нововведения и многочисленные поломки на месторождении Кашаган
Как мы и писали ранее, для очистки нефти от сероводорода и других примесей NCOC построили УКПНиГ «Болашак». Спустя четыре года после ввода в эксплуатацию, в 2017 году, объекту понадобились дополнительные мощности для очистки воды. Объёмы рециркуляции производственной воды повысились, а отбор пресной воды из трубопровода снизился в вдвое. Кроме того, оператор месторождения NCOC закончил со строительством ж/д погрузочного терминала в Западном Ескене. После преобразования серы в твёрдые гранулы её экспортируют ж/д путём.
Но по соседству с новостями с оптимистичными заголовками располагались и негативные. В том же 2017 году зафиксировали массовую гибель птиц на месторождении Кашаган. На острове D обнаружили туши 243 мертвых жаворонков. Возместить ущерб в 2,76 млн тенге в NCOC обещали до 11 января 2018 года.
Осенью 2020 года дым над Карабатаном испугал местных жителей. Оказалось, что это факельная установка завода «Болашак». В NCOC инцидент объяснили устранением техотклонений в работе оборудования. Чтобы решить вопрос, оператору пришлось сжечь газ на факельной установке. В департаменте экологии обещали замерить качество воздуха и провести проверку объекта.
А через 1,5 года, в апреле 2022 года, на берегу Каспия оказалось более 200 туш тюленей. Сериккали Брекешев, который на тот момент занимал место министра экологии, обвинил в гибели животных Кашаган. Ранее там проводили дноуглубительные работы. На протяжении 56 километров NCOC решили прорыть каналы глубиной полметра.
Капитальный ремонт и новая утечка газа
В июне 2022 года крупному месторождению Кашаган понадобился капитальный ремонт производственных объектов. Изменения требовались на морской и наземной частях комплекса. Для этого даже пришлось приостановить добычу сырья на 45 дней. Как объясняли в NCOC, ремонт проводили, чтобы оптимизировать и повысить производительность, а также осуществлять надёжную добычу. Уже 5 июля все работы закончили.
А меньше чем через месяц на месторождении произошла масштабная утечка газа. Датчики показали утечку сырья на 12 линиях, идущих к шламоуловителю (слагкетчеру/slug catcher/пробкоуловитель – резервуарное оборудование, в котором на выходе из трубопровода собираются газовые или жидкостные пробки/слаги – Прим. ред.).
Как указали в Petrocouncil.kz, в одной из труб (линий) на заводе Карабатан произошло растрескивание, вероятнее всего, из-за коррозии металла. Более того, по информации их источников, утечку газа обнаружили не датчики, а работник. Лишь после включили сигнализацию.
По данным оператора Кашагана, происшествие 3 августа не причинило какого-либо вреда здоровью местных жителей. Чтобы восстановить работу, в NCOC начали сжигать газ. В компании сообщали, что это стандартный процесс и будет проводиться в прерывистом режиме в течение определённого времени. Возобновление добычи началось 10 августа. Она снизилась до 100 тысяч баррелей в сутки вместо 450 тысяч.
«Работа шла и деньги капали» – нефтегазовая ассоциация Казахстана о проблемах на месторождении Кашаган
В конце августа 2022 года нефтегазовый совет Казахстана Petrocouncil.kz со ссылкой на источники в отрасли попытался проанализировать проблемы на месторождении Кашаган. За год там произошло два знаковых события: неисправность одного из компрессоров обратной закачки газа, изготовленного в Nuovo pignone во Флоренции (Италия), и выход из строя слагкетчера из-за коррозии и сульфидного растрескивания. В первом случае оказалось, что внутри компрессора кто-то забыл упаковочную бумагу. Сколько она там пролежала и кто из подрядчиков мог «забыть» её там, неизвестно. А про второй инцидент 3 августа мы писали как раз выше.
«Выяснилось, что эта труба не прошла тест на сульфидное и водородное коррозионное растрескивание (SSC и HIC). В сертификате заводских испытаний они не указаны. Такие проверки должен делать производитель. То же самое произошло и с трубами, которые поломались ещё в 2013 году. Тогда вышли из строя трубы, соединяющие Кашаган и «Болашак». В результате только начавшаяся добыча нефти была остановлена на три года — до ноября 2016 года. Получается, что даже после того, как в 2013 треснули трубы, из которого делали слагкетчер, их не проверяли на твёрдость, хотя это была основная причина той аварии. Проверку делали только швов на слагкетчере в 2014 – 2015 годы», – указали в Petrocouncil.kz.
Как сообщал нефтегазовой ассоциации Казахстана эксперт, знакомый с ситуацией, было опасно запускать слагкетчер без необходимых тестов. Такое закономерно привело бы к повторному разрыву. Ремонт детали означал бы замену каждой трубы с последующей сваркой и опрессовкой.
«Произошедшее показало, что нужна полная экспертиза промышленной безопасности как наземных, так и морских объектов Кашагана. Более того, по нашей информации, при проверке обнаружили повреждения в других линиях слагкетчера, а их 24. Консорциум срочно пытается решить вопрос и привлекает одну из крупных итальянских сервисных компаний (вне тендера) для ремонта и замены линии. Данная компания начала «переброску» индийских специалистов на Карабатан», – написали в ассоциации.
На условиях анонимности
В качестве доказательств Petrocouncil.kz предоставил слова людей, работавших на месторождении. Они рассказывали, как строили завод и производственный комплекс. Так, это происходило «долго и некачественно с увеличением бюджета».
«Знакомый, трудившийся укладчиком лотков для кабеля на острове D, рассказывал, как они по несколько раз устанавливали одну ту же линию без объяснения причин. Он говорил, что ничего не менялось, разве что работа шла, и деньги капали. Оператором этапа строительства производственных объектов была итальянская Agip, которую в 2010 году обвинили в многомиллионном мошенничестве. Финансовая полиция сообщала, что компания дважды учла одни и те же расходы по выполненным строительно-монтажным работам по объекту «Установка комплексной подготовки нефти и газа наземного завода «Болашак» на сумму 110 млн долларов. В последующем они планировались к возмещению за счёт добываемых объёмов нефти и газа», – указали в Petrocouncil.kz.
Газоперерабатывающий завод или след Назарбаевых
Для месторождения Кашаган существовали определённые планы, прописанные на бумаге. И если с Фазой-1 ещё более-менее всё понятно, то со второй Фазой появились проблемы. Её даже разделили на три подфазы – 2А, 2Б, 2С. Такое дробление, в том числе, было связано со строительством газоперерабатывающих заводов.
Изначально итальянская компания Eni закачивала газ обратно в пласт. Для чего использовались компрессоры обратной закачки. Производили их как раз в Италии. Со сменой ответственного за Фазу-1, изменились и планы на газ. С получением полномочий SHELL в проекте появилась и «третья сторона». Именно ей должны были передавать газ в существенных объёмах. Так, родились Фазы 2А, 2Б и 2С.
Оказалось, что газоперерабатывающий завод мощностью один млрд кубометров в год отдали человеку, тесно связанному с Кайратом Шарипбаевым, предполагаемым мужем Дариги Назарбаевой. ТОО «GPC Investment» через Gas Processing Company принадлежало сингапурской организации EVEREST INVESTMENT & HOLDING PTE. LTD. А вот кресло руководителя занимал тот самый человек Кайрата Шарипбаева – Асет Нурдос.
Чтобы построить ГПЗ, создали консорциум из семи компаний:
- Gas «Processing Company» – обеспечивала согласование во время строительства и проектирования. Непродолжительное время ей владело DLS Group Kazakhstan (Дарига Назарбаева) и Astana group KZ (Кайрат Шарипбаев);
- ТОО «Алатау Гор Проект» отвечало за разработку ПСД;
- ТОО «DS-TAS» – за строительные работы;
- ТОО «Qazaq Zher-Kurylys» – проектный и технический надзор,
- ТОО «Eurotransit Cargo» – грузоперевозка и логистика (В разные годы принадлежало Дариге Назарбаевой, её дочери Венере и сыну Кайрата Шарипбаева. После Кантара вернули государству – Прим. ред.);
- АО «Интергаз Центральная Азия» – эксплуатация газопроводов.
Старт строительству ГПЗ дали в июне 2021 года. Ввести в эксплуатацию должны были в IV квартале 2023 года, но этого так и не произошло. Символическую капсулу закладывали на тот момент премьер-министр Аскар Мамин, аким Атырауской области Махамбет Досмухамбетов, министр энергетики Нурлан Ногаев, председатель правления АО «КазТрансГаз» Кайрат Шарипбаев и управляющий директор NCOC Оливье Лазар. Все они уже покинули свои должности. В этой кампании были и представители GPC Investment. Последние должны были привлечь 860 млн долларов.
Финансирование ГПЗ
Как информировал журнал о нефтесервисном бизнесе Kazservice, владелец ГПЗ GPC Investment подписал контракт на 242 млн долларов с китайским China Oil HBP Science & Technology. Деньги должны были пойти на проектирование и поставку оборудования.
Ещё 265 млрд тенге хотел выделить Банк Развития Казахстана (БРК), что было указано в одобренных заявках за 2021 год. Как в итоге закончилась история с финансированием неизвестно, но из списка проектов на финансирования ГПЗ исчезло. Более того, по данным директора общественного фонда Energy Monitor Нурлана Жумагулова, после событий Кантара БРК прекратил финансирование нескольких проектов.
Естественно, к назначенному сроку на конец 2024 года объект не был готов. После событий Кантара ГПЗ вернули государству, его предложили в дар новые владельцы. Но как выяснилось позже, получил QazaqGaz, на который оформили завод, не совсем то, на что рассчитывал.
Неизвестно, на что пошли привлечённые миллионы долларов, но в октябре 2022 года было готово около 15% от завода. Об этом рассказывал эксперт в нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов. Эту информацию опосредованно подтверждали и в QazaqGaz, когда предоставляли СМИ фотографии с места строительства ГПЗ. По данным АО «НК «КазМунайГаз» на 18 января 2024 года, уже проложили 90% трубопровода для доставки сырого газа на ГПЗ.
По данным QazaqGaz, ввод в эксплуатацию ГПЗ ожидается в 2027 году. При этом в министерстве энергетике настаивают, чтобы проект сдали уже в следующем году. По словам министра Алмасадама Саткалиева, были проблемы с подрядчиком и сменой акционеров у него, однако, уже сейчас на площадке ГПЗ находится основная часть оборудования и забиты сваи.
Одного завода на столь крупный проект как Кашаган было недостаточно. Казахстану нужно было найти инвесторов для строительства ГПЗ. В феврале 2024 года они нашлись. В рамках переговоров президента Касым-Жомарт Токаева с эмиром Катара шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани компании QazaqGaz и UCC Holding подписали соглашения. Они совместно планируют реализовать проект строительства двух ГПЗ мощностью один и 2,5 млрд кубометров газа в год.
В следующей части отдел расследований CMN.KZ расскажет о судебных разбирательствах, с которыми столкнулся Казахстан за более 20 летний срок при освоении месторождения Кашаган.