Поднятая ранее корреспондентом CMN.KZ тема о штрафах в детских садах получила логичное продолжение. Оказалось, что в 2024 году за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения дошкольные учреждения оштрафовали на 5,2 млрд тенге – в четыре раза больше, чем ранее. Озвучили статистику и дали рекомендации по решению проблемы на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен»
Суть конфликта
Напомним, предприниматели просят госструктуры учитывать следующие независящие от них обстоятельства, из-за которых нарушения якобы неустранимы:
- утверждённые правила не соответствуют объективной реальности сельской местности: постоянные перебои с водоснабжением, электроэнергией, интернетом, нет зданий, которые соответствовали бы всем стандартам для детских садов;
- более 80% частных детских садов находятся в сёлах и арендованных жилых зданиях. Арендаторы не согласны нести многомилионные затраты на изменение целевого назначения земель и зданий. А, если поменять целевое назначение земли, то дом нужно будет сносить и строить типовое здание под детский сад согласно утверждённым СНиПАм;
- из-за отсутствия центрального водоснабжения и водоёмов поблизости замечания устранить практически невозможно, а вырытый котлован для воды на территории детского сада может повлечь за собой несчастные случаи;
- арендаторы не согласны строить отдельно стоящие котельные, а у многих даже площадь территории не позволяет, чтобы выдержать положенную дистанцию;
- до моратория на проверки за вышеуказанные нарушения предпринимателей почему-то не привлекали, а сами проверяющие, приводившие своих детей в учреждение, молчали и закрывали на это глаза. Разъяснительную работу госструктуры почти не проводили.
Более подробно об этом можно прочитать в здесь.
Что говорит статистика?
По имеющимся данным, в Казахстане зарегистрированы 11 104 детских сада. Каждый из них дважды в год проходит проверку СЭС, и почти всегда это заканчивается штрафами. Средняя сумма взыскания — 424 580 тенге. В год это выливается в миллиарды тенге, которые учреждения вынуждены платить за нарушения, часто не связанные с реальными санитарными угрозами.
Пока вопросы касаются только дошкольного образования, но что если полученные цифры умножить на школы, больницы, кафе, рестораны? В том числе и по этой причине 9 января 2025 года прошло заседание совета. Под председательством Каирбека Сулейменова рассмотрели вопрос о реализации связанной с этим делом новой регуляторной политики под названием «Регулирование с чистого листа».
Регулирование «с чистого листа» обязывает госорганы формулировать требования к бизнесу так, чтобы они были мотивированы, практически исполнимы, доступно изложены и не допускали двойного толкования.
Однако анализ Казахстанской ассоциации непрерывного образования показал, что из 76 требований проверочного листа 16 (21%) не регламентировали санитарными требованиями, а 41 (53%) содержат факторы коррупционного риска.
«Требования вступают в противоречие с законодательством, необоснованно расширяют претензии к субъектам бизнеса, а соответственно усиливают репрессивность государственного регулирования предпринимательской деятельности. Проверочные листы СЭС утверждены для того, чтобы запутать и оштрафовать предпринимателей. Проблема кроется не в недобросовестности детских учреждений, а в самих правилах, которые трудно понять, а порой и невозможно исполнить», – говорится в сообщении на сайте НПП.
В своём выступлении на совете представитель Ассоциации непрерывного образования, профессор КУАМ и юриста в области образовательного права Сайкен Айсин отметил, что предприниматели в большинстве случаев боятся жаловаться на действия санитарных врачей, беспокоясь за благополучие своего бизнеса. Обжалование и спор с санитарными врачами равноценен смертному приговору для бизнеса, считает он.
«Какое отношение к санитарным нормам имеют твердое покрытие тротуаров, повреждения на полу, потолке, стенах, заградительные устройства батарей отопительных систем, наличие исправной мебели», – сказал эксперт.
Сайкен Айсин также указывает, что пункты проверочного листа содержат невыполнимые требование, а также правовые коллизии и двоякость толкования.
Что предложил совет?
Министерству национальной экономики совместно с Министерством здравоохранения совет предложил рассмотреть возможность временного приостановления действия противоречивых закону требований до приведения их в соответствии с законом.
Агентству по противодействию коррупции предложили рассмотреть анализ экспертов Казахстанской ассоциации непрерывного образования. Кроме того, им посоветовали внести в государственные органы предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, а также отмену или приостановление действие нормативных правовых актов создающие коррупционные риски при осуществлении контрольных функций.
В имеющемся в распоряжении редакции документе также указываются и другие ключевые пункты:
Читайте также: