Самолёт авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, разбился близ Актау. На борту находились 67 человек, в том числе 5 членов экипажа. CMN.KZ восстановил хронологию событий, узнал, кто находился на борту, почему самолёт исчез с радаров за два часа до катастрофы, и почему подобные трагедии случаются в Казахстане накануне Нового года
Что нужно знать о трагедии?
Утром 25 декабря в социальных сетях появились сообщения о падении самолёта в Актау. В полдень в Министерстве транспорта подтвердили крушение и сообщили, что воздушное судно принадлежало авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевшего из Баку в Грозный.
Причины. В Казаэронавигации сообщили, что авария могла произойти из-за столкновения самолёта с птицей или плохой видимости в условиях тумана. В пресс-службе добавили, что точные причины станут известны только после завершения расследования. В то же время, в Управлении здравоохранения Мангистауской области сообщило, что на борту самолёта мог взорваться баллон.
Количество пассажиров. Всего на борту находились 67 человек: 62 пассажира и пять членов экипажа. Среди них шесть казахстанцев, 37 граждан Азербайджана, 16 России и трое из Кыргызстана. Список пассажиров самолёта, опубликовала авиакомпания Azerbaijan Airlines. При этом в больницы Актау к этому часу госпитализировали только 29 человек.
Уголовное дело: В департаменте полиции на транспорте корреспонденту CMN.KZ сообщили, что по факту крушения самолёта завели уголовное дело. Полиция ведёт досудебное расследование по части 4 статьи 345 «Нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
Реакция правительства: В Казахстане создали правительственную комиссию по расследованию причин несчастного случая. Такая же комиссия из Азербайджанской Республики прибыла в Мангистаускую область сразу после авиакатастрофы. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил держать на особом контроле работу с пострадавшими и оказать необходимое содействие правительствам соседних стран. После трагедии в Азербайджане объявили траур 26 декабря. А в Актау отменили церемонию зажжения новогодней ёлки.
Реакция казахстанцев: После трагедии жители Актау начали массово сдавать кровь для пострадавших. В городском центре крови образовались очереди. В Астане люди несли цветы к посольству Азербайджана, а в Актау к консульству страны, выражая поддержку и соболезнования.
Кто был на борту?
Среди пассажиров была казахстанский стоматолог Салима Джутаева. На своей личной странице в Instagram она указала, что проживает в двух городах — Костанае и Грозном. Статус в социальных сетях девушки гласит: «Стоматолог-путешественник».
Корреспондент CMN.KZ пыталась связаться с ней через личный номер телефона, указанный в профиле, но получить ответ не удалось. На данный момент имя Джутаевой отсутствует в списке управления здравоохранения Мангистауской области.
Подруги девушки рассказали журналисту редакции, что связаться с Актауской больницей не удалось, и информации о состоянии Салимы ещё нет. По их словам, что Джутаева вылетела из Баку одна.
Другой пассажир рейса – известный кыргызский ресторатор и шеф-повар Эрлан Джунушалиев. Он работал шеф-поваром в пятизвёздочном отеле Ambassador в Бишкеке и баре Times. В социальных сетях он делился рецептами и кулинарными видео. На данный момент имени Джунушалиева в списке госпитализированных нет.
Кто ещё был на борту самолёта – читайте в материале CMN.KZ.
Что известно о самолёте и почему он исчез с радаров за два часа до катастрофы?
Azerbaijan Airlines — национальный перевозчик Азербайджана. Компания была основана в августе 1992 года и полностью принадлежит государству.
Embraer 190 — стандартный тип пассажирского самолёта, разработанный бразильской компанией Embraer, который широко используется в коммерческих авиаперевозках.
По данным Planespotters, Азербайджан приобрёл самолёт с бортовым номером 4K-AZ65 в июле 2013 года. Он получил имя «Гусар».
Оказалось, что за два часа до крушения (9:25 по Астане) самолёт исчез с радаров, когда находился на высоте 30 тысяч футов (9 144 метра) над Махачкалой.
«В 06:07 UTC (11:07 по Астане), он вновь появился на радарах над Каспийским морем. Самолёт отклонился от привычного маршрута и двигался в направлении Актау. Его полёт был хаотичным: резкие изменения высоты и скорости сопровождались передачей кода «7700″ — универсального сигнала бедствия, который указывает на чрезвычайную ситуацию и необходимость немедленной помощи», — сообщают специалисты Planespotters.
По их словам, радарные данные подтверждают, как самолёт пытался выполнить две неудачные попытки посадки.
«На видеозаписях видно, как самолёт борется за управление и стабильность. Лайнер кружил над аэропортом, двигаясь по траектории, напоминающей восьмёрку. На третьей попытке самолёт накренился, потерял высоту и упал носом вперед, не дотянув до взлётно-посадочной полосы», — заявили в Planespotters.
Точные причины трагедии будет ясны после расследования.
Четвёртая авиакатастрофа за 13 лет
Крушение самолёта в Актау стало четвёртым авиапроисшествием в Казахстане за последние 13 лет. Примечательно, что одна из предыдущих катастроф произошла ровно 12 лет назад, также 25 декабря.
Тогда, под Шымкентом, потерпел крушение военный транспортный самолёт Ан-72-100 Пограничной службы КНБ РК. Самолёт, следовавший по маршруту Астана–Шымкент, потерял связь с радиолокатором при подходе к аэропорту Шымкента.
Все 27 человек на борту погибли: это 20 пассажиров и семь членов экипажа. Среди погибших был исполняющий обязанности директора Пограничной службы полковник Турганбек Стамбеков.
Фото (2): Турганбек Стамбеков и Нурсултан Назарбаев | Источник: Gov.kz
Вскоре после трагедии полиция завела уголовное дело по статье 392 «Нарушение правил полётов или подготовки к ним».
22 января 2013 года Генеральная прокуратура установила, что причиной катастрофы стали:
- отказ радиовысотомера и автопилота,
- невыполнение экипажем указаний диспетчера,
- полёт в условиях обледенения.
Через месяц после этой трагедии, 29 января 2013 года, под Алматы разбился самолёт SCAT, выполнявший рейс из Кокшетау. На борту находился 21 человек, включая 16 пассажиров и 5 членов экипажа, все погибли.
Самолёт Canadair CL-600-2B19 столкнулся с землёй при заходе на посадку, после чего исчез с радаров. Расследование показало, что причиной катастрофы стали ошибки пилотов: командир потерял управление из-за ухудшения здоровья, а второй пилот не следил за показаниями приборов. Оказавшийся на борту пилот-наблюдатель не участвовал в управлении.
Другое крушение также произошло перед Новым Годом. 27 декабря 2019 года в аэропорту Алматы потерпело крушение воздушное судно «Fokker-100» авиакомпании «Bek Air». Погибли 12 человек, в том числе командир экипажа. Ещё 69 пассажиров получили различные увечья. Второй пилот скончался через месяц дома.
Расследование по делу завершили лишь через пять лет 3 апреля 2024 года. Однако недавно, 23 декабря, министр транспорта Марат Карабаев заявил о возможном возобновлении расследования авиакатастрофы.
Сколько продлится расследование авиакатастрофа в Актау – покажет время. CMN.KZ будет следить за развитием событий.