Лица, ставшие свидетелями сцен насилия, могут рассчитывать на дополнительные гарантии социальной защиты. В исключительных случаях, за счёт государства, жертвам агрессоров предоставляется возможность смены имени, фамилии и внешности. Об этом сообщил заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Ренат Зулхаиров, передает CMN.KZ
Ежегодно 25 ноября мир отмечает Международный день борьбы с насилием в отношении женщин.
В Алматы в этот день прошла конференция, посвященная борьбе с бытовым насилием в Центральной Азии, с акцентом на коррекционные программы для агрессоров.
Как отметили организаторы мероприятия, представители Фонда имени Фридриха Эберта, цель конференции — обсуждение законодательных мер и инициатив по защите прав женщин и снижению уровня насилия.
Как поддерживают детей-свидетелей насилия?
На конференции также затронули важные вопросы, касающиеся поддержки детей, ставших свидетелями насилия. Заместитель председателя Комитета административной полиции Ренат Зулхаиров рассказал корреспонденту CMN.KZ, как в Казахстане защищают такую категорию детей.
«Они могут получить социальные услуги, включая размещение в кризисных центрах вместе с матерями, а также психологическую, юридическую и медицинскую помощь», — сказал Зулхаиров.
По его словам, таким детям важна психологическая реабилитация, так как они могут начать воспринимать насилие как нормальный способ решения проблем.
«Кроме того, в рамках института защиты свидетелей, в исключительных случаях, за счёт государства возможно изменение личных данных и внешности свидетеля. Суд принимает решение о необходимости смены личности и государство выделяет средства для этого», – считает Зулхаиров.
Поддержка агрессоров: новые подходы
Вопрос поддержки агрессоров через коррекционные программы также стал темой обсуждения. Председатель правления ОЮЛ «Союз кризисных центров» Зульфия Байсакова отметила, что в Казахстане должны работать программы, поддерживающие агрессоров на бесплатной основе.
«Мы (сотрудники неправительственных организации – прим. ред.) четыре года добивались понимания того, кто такой человек, совершивший противоправное действие. Мы разработали стандарты, но государство до сих пор не приняло их», — подчеркнула Байсакова.
Она добавила, что суд должен сначала оценить, насколько агрессор поддается исправлению. В зависимости от этого его могут отправить на коррекционные программы, в пробационную службу или в кризисный центр.
«Мы тратим большие бюджетные средства на помощь жертвам, но ничего не выделяется на поддержку агрессоров. Важно создать программы для них», — считает Байсакова.
Проект UMAI: технологическая поддержка женщин
На мероприятии также представили проект «Умай», который применяет технологии для помощи женщинам, пострадавшим от насилия.
Президент общественного фонда «Центр научно-практических инициатив» Асель Терликбаева рассказала о роли технологий в поддержке жертв насилия.
«Наши исследования касаются вопросов здоровья и социального благополучия. В рамках проекта мы внедряем инновационные подходы, чтобы повысить эффективность борьбы с насилием и улучшить поддержку пострадавших женщин», — сказала она.
Одна из задач проекта – повышение потенциала кризисных центров и сообществ в выявлении случаев насилия. Проект предлагает женщинам инструменты для защиты и решения их проблем. Пострадавшие заполняют анкетные данные, оценивают риск насилия в отношениях и им составляют персональный план безопасности в различных ситуациях.
Ключевые компоненты программы:
- Осведомлённость;
- Оценка уровня риска;
- Мотивация;
- План безопасности;
- Социальная поддержка;
- Постановка целей;
- Поиск ресурсов.
В Казахстане, по данным Министерства труда и социальной защиты РК, на 1 января 2024 года функционируют 49 кризисных центров, оказывающих поддержку жертвам бытового
насилия и жертвам торговли людьми.
На их содержание в прошлом году из госбюджета выделили 3,7 млрд тенге.
16 июня в стране начал действовать закон по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей. Документ разработали по поручению Касым-Жомарта Токаева и в апреле был принят парламентом Казахстана.
На борьбу с домашним насилием государство выделяется 4,5 миллиарда тенге, из которых 765 миллионов тенге (17%) направлены на специальные социальные услуги для жертв насилия и проекты по профилактике. Большую часть затрат составляют расходы на правоохранительные и судебные органы, которые останутся необходимыми, даже если проблема домашнего насилия будет решена.