Бесконтрольную и хаотичную езду водителей мопедов и скутеров законодательно обуздали. Но до момента начала действия новых правил те по-прежнему вызывают гнев у пешеходов и автомобилистов. А ещё на их выхлопной трубе оказался завязан целый клубок социально-экономических сложностей. Корреспондент CMN.KZ выяснял, каких именно ожидать изменений и к чему готовиться
Нарушителей на мопедах штрафовали и раньше, но теперь за них взялись всерьез. Напомним, уже к апрелю 2025 года, желающие передвигаться на этом двухколёсном транспорте должны будут отучиться в автошколе и сдать экзамен, чтобы получить водительские права. Регистрировать их будут в автоЦОНах как мотоцикл, а владельцев обяжут платить налоги, оформлять страховку и проходить техосмотр.
За нарушения ПДД, езду в неисправном состоянии и особенно без глушителя – жди большие штрафы. В общем, мопедистов и скутеристов (это, кстати, не одно и то же: скутеры легче и диаметр колёс у них меньше – Прим. ред.) прировняли к автомобилистам.
Как юркие объекты дорожного движения угрозой стали
Население, особенно крупных городов, продолжает жаловаться, что мопедисты не соблюдают никакие правила ПДД: обгоняют, подрезают, проезжают на красный. А ещё гоняют по тротуарам и дворам, задевают пешеходов и даже не останавливаются. Один из последних трагичных случаев произошёл в Алматы – подростки остались инвалидами.
В МВД посчитали, что по дорогам страны ездят приблизительно 80 тысяч мопедов и скутеров. Полицейские же констатируют – причиной ужесточения правил стало возросшее количество аварий. Так, заместитель министра внутренних дел Игорь Лепёха 19 сентября на пленарном заседании Сената рассказал, что ни камеры «Сергек», ни какие-либо другие идентифицировать нарушителей на мопедах не могли.
«У них нет государственного регистрационного номера. Пользуясь этим, они демонстративно, порой умышленно, нарушают правила дорожного движения. На сегодняшний день, по нашим подсчетам, у нас уже 80 тысяч таких транспортных средств. И эта тенденция прямо как снежный ком нарастает», – сказал Игорь Лепеха.
Чтобы понимать, на что сегодня готовы любители быстрой езды, достаточно посмотреть на статистику. По данным замминистра, за 12 месяцев 2023 года с участием мопедов произошло 750 ДТП, в которых погибли 39 человек, а 730 – получили травмы. За восемь месяцев 2024-ого таких ДТП уже стало более 960, погибших – 48, а травмированных – 1024. Только в Алматы с начала года погибли 14 и пострадали 757 человек в ДТП с участием мопедов.
Читайте также: Какие штрафы будут для водителей после вступления в силу закона
Мопедисты против новшеств?
Почему молодых казахстанцев привлекает доступность такого транспорта, не для кого не секрет. Но вопрос стоит в том, что не все из них даже задумывались об опасности езды без прав, а значит и без знания элементарных правил дорожного движения.
Впрочем, опрошенные нами водители в большинстве своём оказались согласны с ограничительными новшествами и грядущими наказаниями. Одни говорят, что новые правила урегулируют беспорядок на дорогах. Но есть и те, кто считает иначе.
Ещё пользователи мопедов объяснили, что намеренно снимают глушители, чтобы их слышали в потоке – якобы это вопрос личной безопасности. При этом чаще всего опрошенные мопедисты указывали на другое: «Патрульным лучше бы регулировать и наказывать водителей авто, нарушающих правила».
«Катаясь по городу, сделал вывод, большинство автомобилистов будто купили водительские права. У нас (Алматы) 80% сидят в телефоне, а не за рулём! Из-за них-то и случаются ДТП с участием мопедов. Десятки лет ездили без ограничений, а сейчас внезапно нас начнут штрафовать. Пополнить бюджет – вот истинная цель. Считаю, количество аварий не уменьшится с принятием закона, а вот количество мопедистов – да. Кто тогда вам будет доставлять еду?», – сказал один из алматинских курьеров, не пожелавший представляться, и тут же уехал на заказ.
При этом другие доставщики, до этого чувствовавшие себя на дорогах безнаказанно, предупреждают: со вводом новых правил у них появятся дополнительные траты – значит, подорожает и доставка.
Мопедист Азамат рассказал, что подрабатывает в службе доставки второй год, параллельно учится на экономиста. Он считает, что ужесточения в отношении курьеров ударит и по конечному потребителю его услуги.
«Мопед – не транспорт, а мой рабочий инструмент, который нужен для заработка. И рост количества мопедистов идёт за счёт развития системы доставки, а попытки сокращения их движения ударит сильнее всего по карману нашего класса – работающей и учащейся молодёжи, а также конечному потребителю курьерских услуг. И это не только доставка продуктов питания», – сказал курьер.
Читайте также: Регистрация мопедов в Казахстане: какие нужны документы
Что будет с ценами и курьерами?
Корреспондент CMN.KZ решил проверить доводы мопедистов. Редакция задала соответствующие вопросы сервисам Glovo, Choco и Яндекс Go. Оказалось, некоторые из них уже заранее договорились с автошколами страны о предоставлении скидок курьерам. А ещё, что одномоментно повышать стоимость доставки пока не планируют.
В пресс-службе Glovo нас сразу предупредили, что курьеров подключают к платформе в качестве партнёров и это – не наемные сотрудники. А ещё в компании отметили, что у них не было и речи относительно подорожания доставки.
«Полагаем, данные высказывания могли возникнуть в результате общения курьеров между собой. Мы не видим рисков для осуществления доставок курьерами на платформе Glovo. Нововведение не повлияет на стоимость доставки для конечных клиентов. Мы ожидаем, что большинство курьеров получат водительские права и зарегистрируют свои транспортные средства, поскольку мопед остается самым удобным и быстрым видом транспорта в таких городах, как Алматы, особенно в часы пик, когда трафик становится интенсивным. Отметим, подготовку к новому закону мы начали ещё весной, договорившись с одной из крупнейших автошкол страны о предоставлении скидок курьерам. В следующем году их количество только продолжит расти, поскольку с увеличением объёма бизнеса и заказов курьеров будет требоваться всё больше», – говорится в ответе на запрос редакции.
В Glovo также считают, что изменения в законодательстве побудят курьеров следовать правилам, либо перейти на другие виды транспорта. Ещё мы поинтересовались, разъясняют ли курьерам важность соблюдения ПДД.
«Компания продвигает программу «Обязательства перед курьерами», одна из ключевых частей – проведение тренингов по ПДД и медицинской подготовке для водителей двухколёсного транспорта. Мероприятия проводим несколько раз в год. На них мы мотивируем курьеров получать водительские права, регистрировать свои транспортные средства и строго соблюдать ПДД».
Кроме того оказалось, если курьер планирует доставлять заказы на автомобиле или мопеде, то при подключении сотрудники проверяют документы: удостоверение и паспорт транспортного средства.
Спрос превышает предложение
В Choco Доставка объяснили на цифрах, почему поправки в закон влияют на ценообразование гораздо меньше, чем стремительный рост стоимости продуктовой корзины и текущие темпы инфляции.
«Для водителей двухколёсного транспорта стоимость страховки предположительно составит 15000 тенге в год. Возьмём среднестатистического курьера, выполняющего 10 доставок в день при пятидневном графике работы – это 220 доставок в месяц, 6600 доставок в год. А теперь сильно пессимизируем и представим, что за год курьер сделает 3000 доставок, что добавит не более пяти тенге на заказ. Далее возьмём факт, что в период плохих погодных условий себестоимость доставки может вырасти на 2000-3000 тенге от базовой на каждый заказ. Таким образом, влияние страховки оказывается мизерным в сравнении с фактором недостаточного количества курьеров на рынке. И, как следствие, мы сейчас не ведём переговоры по увеличению себестоимости из-за появления у курьеров дополнительных расходов, связанных с принятием ряда законодательных норм», – отметил CEO и Co-founder «Choco Доставка» Евгений Петрищев.
При этом в компании говорят, что в моменте может значительно вырасти себестоимость доставки, так как на рынке станет меньше доступных курьеров, а спрос на них и сейчас превышает предложение. Но планируют ли в этой компании повышать стоимость доставки?
«Поправки в закон влияют на ценообразование гораздо меньше, чем стремительный рост стоимости продуктовой корзины и текущие темпы инфляции. Понятно, что курьеров на рынке станет меньше, каждая из логистических компаний будет использовать все доступные ей инструменты и ресурсы, чтобы удержать у себя их необходимое количество. Мы же, в свою очередь, также будем искать оптимальное решение, чтобы балансировать экономику. При этом для нас курьер – это прежде всего партнёр. И мы всегда открыты к обратной связи и собираем её из различных источников», – ответил Евгений Петрищев.
Он также рассказал, что на собеседовании в Choco курьеров очно тестируют на знание ПДД. А в случае, если появляется информация о нарушениях, то им временно блокируют доступ, проводят беседу и отправляют на повторное тестирование. В это время курьер не может выполнять заказы, его доход уменьшается, соответственно, повышается желание впредь не нарушать правила.
К сожалению, в Яндекс Go, чьих курьеров визуально больше всего на улицах, к моменту выхода статьи не смогли ответить на наши вопросы.
Кабала с регистрацией и арендой мопедов?
Опрошенные корреспондентом CMN.KZ мопедисты выразили и другое беспокойство из-за регистрации. Например, некоторые уже завезённые и используемые в стране мопеды могут оказаться вообще без документов, или в них будут указаны недостоверные данные о мощности и модели. Ранее реализацию этого транспорта никак не регламентировали, и к товару не предъявляли никаких требований. Фактически эту массу и предстоит легализовать МВД.
Почему в этом вопросе может возникнуть сложность? Водители вспоминают опыт легализации иностранных автомобилей в 2023 году. Тогда дошло до того, что возле спецЦОНов автомобилисты устраивали митинги с критикой новых правил. А что касается так называемых автомобилей-конструкторов, то тогда их просто отказались легализовать. Вот мопедисты и опасаются, что, например, если их «железного коня» завезли в страну как набор запчастей без техпаспорта и каких-либо чеков, накладных или документов, то транспортным средством его могут не признать.
А ещё есть высокая вероятность того, что подорожает аренда – каршеринг двухколёсного транспорта. Во время изучения темы корреспондент CMN.KZ выяснил, что чуть ли не каждый четвёртый курьер берёт мопед на прокат. Про особенности сдачи нам рассказал представитель одной из алматинских каршеринговых компаний.
«Обязательно заключаем договор. Курьеры должны предоставить оригинал удостоверения и оплату вперёд. Обычно берут простые мопеды на неделю за 20-40 тысяч тенге, а затем продлевают. Мы сами заказываем транспорт напрямую из стран-производителей, а также выкупаем поддержанные по стране. Для нас важно, чтобы арендаторы уже имели опыт вождения. Но всё равно мы проводим разъяснительную работу: говорим, что запрещено ездить на тротуарах, выезжать на встречную полосу, нужно двигаться строго по линии. Скорее всего, повысить цены на аренду придётся, так как на оформление всего нашего парка, которое мы даже пока не знаем, как будем делать, придётся потратить значительные ресурсы», – ответил сотрудник на вопросы нашего корреспондента.
Читайте также: Мопедист сбил девушку и скрылся с места происшествия в Алматы
О рисках и лазейках в платформенной занятости
В Министерстве труда и социальной защиты населения в ответ на запрос CMN.KZ сообщили, что, помимо плюсов работы курьером, существуют и риски. Исходя из ответа, речь идёт о нестабильных занятости и доходах, росте «теневой экономики», а также отсутствии доступа к традиционным гарантиям, позволяющим защищать здоровье и благополучие.
Впрочем, в минтруда уточнили, что в 2023 году разработали и приняли нормативные акты, регулирующие работу на интернет-платформы. Всё для того, чтобы вовлечь эту неучтённую ранее массу в систему социального обеспечения.
Например, в РК закрепили понятия «интернет-платформа», «оператор интернет-платформы», «исполнитель», «заказчик», а также описали права и обязанности сторон платформенной занятости.
Ещё указывается, что в этом году внесли изменения в Социальный и Налоговый кодексы и Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании». В минтруда отметили, что поэтому и снизились размеры ставок обязательных и других отчислений для таких работников до 1%.
«Операторов интернет-платформ признали налоговыми агентами по удержанию и уплате индивидуального подоходного налога и социальных платежей за исполнителей. Исполнителям же предоставили право применять два налоговых режима одновременно. Таким образом, оператор удерживает и уплачивает с дохода исполнителей налоги и социальные платежи в размере 4% (ИПН – 1%, ОПВ – 1%, СО – 1%, ВСОМС – 1%)», – говорится в ответе.
Также отмечается, что если оператор интернет-платформы и исполнитель заключают договор возмездного оказания услуг, то первый не считается работодателем по отношению ко второму. Однако надо понимать, что права и гарантии курьера будут защищены только в случае, если организация наймёт его по трудовому договору.
Экономики вопрос
По всему выходит, курьеров станет меньше на дорогах страны. К лучшему ли это? С таким вопросом мы обратились к экономисту и финансовому аналитику Арману Бейсембаеву.
Эксперт отметил, что профессии курьера и таксиста в последние годы становятся всё более популярными в Казахстане, но это сильно бьёт по бюджету страны: люди, занятые в этих отраслях, как правило, не платят налогов.
При этом экономист указывает и на другую проблему – молодёжь выбирает неквалифицированный труд вместо того, чтобы развиваться в профессиях. Всё потому, что у них нет другого выхода, а брать их готовы лишь на низкую зарплату.
«Качество человеческого капитала снижается. Молодой специалист, только что окончивший вуз, понимает, что найти работу по специальности будет трудно. Они идут работать на неквалифицированные должности, где не планирует оставаться надолго, но затем им трудно уходить от высокого заработка в 500-900 тысяч тенге. Это реальность, и в этом трагедия. Мопедистов, тех же курьеров, наконец, начали регулировать и вводить их в цивилизованное общество. Выдавать номера и фиксировать – это про безопасность. Они работают, зарабатывают, должны платить налоги и штрафы, если где-то нарушили правила – это про государственные интересы и экономику», – заключил Арман Бейсембаев.
Читайте также: Как Центр трудовой мобильности Алматы судился с курьерами за 150 000 тенге
Мопед – это снаряд
Автоэксперты тем временем уверяют, принятые поправки несут лишь положительные перспективы. А самое главное – станет безопасно. Об этом подробно рассказал автоэксперт, главный редактор журнала «За рулём» в Казахстане Алексей Алексеев.
Но в начале эксперт прокомментировал тезис курьеров о том, что без глушителя им якобы безопаснее на дороге.
«В Китае мопеды электрические, у них проблем почему-то нет с этим, хотя там активнее движение на дорогах. Конечно, сейчас они будут недовольны, так как их ставят в рамки закона. Но и правительство в этой ситуации допустило просчёт: об этом надо было думать и делать лет пять назад. Вдумайтесь, быстрый и резкий вид транспорта, который представляет опасность, но никак не попадал под законы – это нонсенс. Статистика ДТП с ними печальная, и в половине смертей, как минимум, вина в том, что законы не приняли вовремя», – считает Алексей Алексеев.
Также специалист отдельно отметил создаваемый мопедистами шум. Однако, по его словам, в Усть-Каменогорске, Астане или Шымкенте таких проблем нет. При этом он сообщил, что всю эту армию водителей автошколы обучить всё-таки смогут, несмотря на некоторые сомнения ранее.
«То, что мопедисты делали, – беспредел. Они сами виноваты в том, что жители сейчас оказались недовольны. Сам писал в администрацию президента ещё два года назад о необходимости их регулирования. Ещё сейчас представители автошкол говорят, что смогут обучить водителей мопедов. И знаете, курьеры хорошо зарабатывают, они отобьют все эти траты за несколько дней. Да, теперь будут штрафы, но соблюдать правила – это необходимость, а не чья-то прихоть», – сказал собеседник.
При этом Алексей Алексеев отметил, мопедисты не стали ждать начала действия закона и уже приступили к обучению в автошколах, ставят транспорт на учёт, а некоторые получают права.
Ещё эксперт, ссылаясь на памятку о необходимых документах, обнадёжил водителей: «государство не станет требовать доказательства приобретения мопеда не криминальным способом«.
А вот следующий логичный шаг, по его мнению, – запретить ввоз бензиновых мопедов и действовать в этом плане по примеру Китая. Алексей Алексеев добавил, такой мягкий переход будет экономически и экологически выгоднее для всех казахстанцев.
Читайте также: Автомобиль въехал в рекламный щит из-за столкновения с мопедом в Алматы