Всего в Казахстане действует 20 аэропортов республиканского и областного значения. Половина из них находится в государственной собственности, , другая половина либо в частной, либо отдана в доверительное управление, сообщает CMN.KZ
С декабря 1994 года международные аэропорты Казахстана выступают в качестве стратегических объектов. При этом они могут быть как в государственной, так и в частной собственности. В первом случае речь идёт о 10 аэропортах, которые расположены в Атырау, Туркестане, Актобе, Талдыкоргане, Кызылорде, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске, Семее и Балхаше.
«Авиация – это капиталоёмкая отрасль. Требуется модернизация объектов инфраструктуры, постоянное вложение денег для улучшения сервиса, капитальные и операционные затраты. С этой целью привлекаются инвесторы, обладающие частным капиталом и опытом в управлении аэропортами. На сегодня по всем аэропортам, переданным в управление, проводится постоянный контроль со стороны местного исполнительного и уполномоченного органов в части неукоснительного соблюдения обязательств», – сообщили в министерстве транспорта в ответ на запрос редакции CMN.KZ.
В ведомстве заверили, что во время переговоров с зарубежными инвесторами правительство Казахстана в первую очередь отстаивает национальные интересы. С ними обговариваются обязательства по увеличению действующих мощностей, повышению стандартов безопасности и качества.
Несмотря на передачу аэропортов частным лицам, в том числе иностранцам, есть в законе «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» прелюбопытная статья. Она регламентирует ситуацию, при которой воздушная гавань может вернуться под госуправление.
«В случае угрозы национальной безопасности, выражающейся в использовании аэропорта вопреки интересам страны, жизни и здоровью людей, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации по согласованию с правительством вводит временное управление в отношении эксплуатанта воздушной гавани», – отметили в Минтранспорта.
В доверительное управление отдали сразу пять воздушных гаваней: в Актау, Петропавловске, Астане, Кокшетау и Шымкенте. В трёх из пяти аэропортах управляющими компаниями выступают иностранные предприятия из Турции и ОАЭ.
Ранее редакция CMN.KZ узнала, каким авиакомпаниям Комитет гражданской авиации (КГА) отдавал преференции, и как это влияет на стоимость авиабилетов. Главная транспортная прокуратура раскрыла, что ведомство незаконно распределяло авиатопливо среди участников рынка, хотя эти полномочия принадлежат Министерству энергетики. По мнению прокуроров, КГА нарушил правила честной конкуренции, отдавая «неоправданное преимущество отдельным участникам рынка».
Аэропорт Актау и связь управляющих с министерством обороны Турции
Самым первым передали 100% акций АО «Международный аэропорт Актау». В 2007 году компания «ATM Grup» (ТОО «ATM Grup Uluslararasi Havalimani Yapim Yafirim ve Lslet-me Ltd St») получила воздушную гавань на 28 лет. Срок истекает в 2035 году, если стороны не договорятся о пролонгации. Официально аэропорт принадлежит управлению финансов Мангистауской области.
В базе «Правительство для граждан» нет компании ATM Grup, но есть актауский филиал предприятия. Директорское кресло занимает Ахмет Хамди Гювенч. Вместе с Вейселом Текином он входит в список аффилированных лиц аэропорта Актау и выступает членом совета директоров турецкого предприятия YDA Group.
Ранее организация вместе с турецкой оборонной компанией ASFAT планировали приобрести 85% уральского завода «Зенит». Правительство хотело продать объект в обмен на инвестиции в строительство судоверфи на Каспии. Как писал defenceturk.net, ASFAT и YDA Group аффилированы с Минобороны Турции.
Вернёмся к аэропорту Актау: филиал турецкой компании регулярно выступает поставщиком услуг для департамента санитарно-эпидемиологического контроля на транспорте или воинской части 3656 Нацгвардии. Суммы договоров на государственных закупках не такие большие, но на площадке электронных закупок «Самрук-Казына» контракты исчисляются миллионами. Авиакомпании платят за аренду площадей под рекламу в аэропорту, под стойки саморегистрации или офисные помещения.
С 2015 года Актауский филиал Товарищества с ограниченной ответственностью «ATM Grup Uluslararası Havalimanı Yapım Yatırım ve Isletme Limited» (АТМ Груп Улусларарасы Хавалиманы Йапым Йатырым ве Ишлетме Лимитед Ширкети) пополнил казну государства на 2,7 млрд тенге. В этом году сумма налогов превысила 350 млн тенге.
Аэропорт Актау чаще участвует в госзакупках, чем филиал турецкого предприятия. Среди клиентов воздушной гавани «QAZAQGAZ AIMAQ», «КазМунайГаз-Аэро» и авиакомпании.
Отметим, что дочерняя компания «КазМунайГаз», занимающаяся обеспечением авиатопливом, только за аренду резервуаров в этом году заплатила АО «Международный аэропорт Актау» более 267 млн тенге. С 2015 года воздушная гавань оплатил налогов на 4,4 млрд тенге.
В начале февраля 2024 года сотрудников аэропорта Актау заподозрили в нарушении антимонопольного законодательства. Поводом для расследования стали высокие цены на услуги аренды резервуаров для хранения авиатоплива. Они должны были самостоятельно обеспечивать хранение авиационного топлива для осуществления перевозочного процесса авиакомпаниями, но отдали эту услугу по самой высокой цене на товарном рынке.
В октябре антимонопольщики заинтересовались высокими ценами на парковку в аэропорту Актау. Если завышение цен и нарушение принципов конкуренции подтвердят, то воздушной гавани выдадут предписание о расторжении договора или изменении его условий.
Читайте также:
2,8 млрд тенге за аренду на пять лет: кто управляет аэропортом в Петропавловске?
Вторым в доверительное управление отдали международный аэропорт Петропавловска. Это произошло в 2022 году. Управляющим назначили ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар». По данным министерства транспорта, государство передало воздушную гавань на пять лет. То есть, вернуть её должны в 2027 году. Это при учёте, если не решат пролонгировать договор.
На самом деле аэропорт областного центра СКО пытались передать под управление несколько раз. Произошло это лишь в июле 2022 года. За доверительное управление с правом выкупа представители ТОО заплатили 2 820 061 261 тенге.
Изначально ожидалось, что инвесторы вложат в аэропорт 1,2 млрд тенге в течение 10 лет. А также не будут менять деятельность объекта и целевое назначение. В какой момент 10 лет превратились в пять, не сообщается.
В отличие от актауского аэропорта, где передавали 100% акций компании, с петропавловским дела обстояли иначе. Вместе с пассажирским терминалом инвестор получил ещё 2893 объекта. Среди них были котельные, насосные станции, подъездные дороги и питьевые резервуары.
Но кто мог купить доверительное управление аэропортом за 2,8 млрд тенге? ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар» создали почти за год до самих торгов – 27 июня 2021 года. В начале 2022 года в компании сменился учредитель. Им стал Данияр Исмагулов. Мужчина в разное время работал в сфере дилерства и занимал директорское кресло в автомобильных салонах. А одним он даже владел один месяц, как раз в феврале-марте 2022 года.
Данияру Исмагулову также принадлежит ТОО «Nomad Transport», которое арендует легковые автомобили. Владельцем предприятия он стал относительно недавно: в конце сентября 2024 года. До этого ТОО принадлежало Руслану Шафикову (По данным на 2008 год, он сын члена совета директоров АО «Кандыагашкая ГТЭС-100», гендиректор ТОО «Мунайэнергосбыт»).
За несколько лет существования ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар» пополнил казну государства на 94 млн тенге. В этом году они оплатили налогов на 34 млн тенге.
Нарушения пожарной безопасности и ЧП: как арабская компания год управляла аэропортом столицы
В ноябре прошлого года комитет госимущества и приватизации Минфина передал 100% акций АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» арабской компании «Terminals Astana Airport Management» на один год без права выкупа. На момент публикации данных о пролонгации договора не поступало, несмотря на то, что переговоры шли полным ходом.
Кроме взимания оплаты с арендаторов, управленцы обещали заняться капитальным ремонтом взлётно-посадочной полосы и аэровокзального комплекса, увеличить мощности грузового терминала и пассажиропотока. А ещё планировали изучить потенциал и рассмотреть возможности объекта. И лишь потом стороны планировали посчитать, сколько потребуется инвестировать.
Изначально Terminals Astana Airport Management управляли две иностранные компании, зарегистрированные в ОАЭ – TALC INVESTMENT L.L.C. и TERMINALS HOLDING-SOLE PROPRIETORSHIP L.L.C. К окончанию срока доверительного управления владельцы у предприятия внезапно поменялись.
6 сентября остался только один учредитель – Terminals Holding. Их штаб-квартира находится в Абу-Даби. Клиентов представители организации ищут на растущих рынках Африки, Центральной Азии и Европы.
За год в столичной гавани что только не произошло. Сначала новое руководство искало уборщиц, потому что предыдущие хотели новогоднюю премию и пылесосы. В аэропорту горели электрокабели, текло с потолка и даже пострадало несколько самолётов.
А потом и вовсе выяснилось, что у пожарных есть вопросы к безопасности воздушной гавани. Проблемы были в том числе в системе оповещения. Управляющим аэропорта дали время до 13 мая, чтобы они устранили их. Представители АО объясняли, что им не сообщили о том, какое количество масок газодымозащитной службы необходимы. В итоге аэропорту всё равно выписали штраф в 1,2 млн тенге. Они должны были заплатить его в течение 30 суток со дня вступления решения в законную силу.
Читайте также:
Ещё один аэропорт для арабского холдинга
Вместе со столичным аэропортом арабскому холдингу передали ещё одну воздушную гавань – АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев»-«Аэропорт Кокшетау».
Как и другая казахстанская воздушная гавань под управлением Terminals Holding, аэропорт в Акмолинской области не прошёл пожарную проверку. Её проводили ещё в октябре прошло года. В суде представители объекта уверяли, что их нельзя относить к субъектам административного правонарушения, но этот довод не принёс им положительного эффекта. В апелляционном суде им снизили сумму штрафа с 1,2 млн тенге до 516 880 тенге, потому что филиал является субъектом среднего предпринимательства.
Кокшетауский аэропорт тоже регулярно участвует в государственных закупках. Только в 2024 году филиал выставлял свою кандидатуру для РГП «Казаэронавигация» по предсменному медицинскому осмотру персонала, холодному водоснабжению с использованием систем централизованного водоснабжения и услуг по удалению сточных вод, а также по обеспечению контрольно-пропускного режима.
С 2015 года аэропорт Кокшетау пополнил казну государства на 369 млн тенге. В этом году налоговые отчисления филиала составили 58,4 млн тенге.
Терминал частный, а аэропорт временный: что не так с воздушной гаванью Шымкента
В 2024 году на 10 лет нового управляющего получил АО «Аэропорт Шымкент». Им стало АО «SCAT». Новый терминал также строит авиакомпания, только есть один нюанс: он будет принадлежать им. Но обо всём по порядку.
Соглашение о строительстве с местным акиматом подписали ещё в 2018 году. Но из-за пандемии, задержек с поставками материалов и ограничений на привлечение иностранных специалистов его не сдали в эксплуатацию вовремя. На сегодня готово 99,5%. Запуск терминала ожидают в конце этого года.
Как сообщили в управлении транспорта и автодорог Шымкента, из-за того, что здание построил инвестор на собственные деньги (24 млрд тенге), то и принадлежать оно будет именно ему – авиакомпании SCAT.
Новый терминал будет четырёхэтажным на 40 тысяч кв. метров. Планируется, что пассажиропоток увеличится с 200 до двух тысяч человек в час. Для этого в терминале установили шесть телескопических трапов, 26 эскалаторов, два травалатора (пассажирский конвейер) и 14 лифтов, включая два панорамных.
Как и другие аэропорты, воздушная гавань Шымкента регулярно участвует в электронных торгах. Среди клиентов числятся «КазМунайГаз-Аэро» и авиакомпании. Контракты исчисляются миллионами тенге. Только Air Astana в этом году заплатила аэропорту Шымкента за аренду помещений с января по ноябрь и за какие-то регулируемые услуги. Последний договор обошёлся авиакомпании в 291 млн тенге.
Налоговые отчисления воздушной гавани третьего в Казахстане мегаполиса с 2015 года составляют 3 464 478 815,8 тенге. За последние пару лет аэропорт значительно увеличил поступления в казну государства.
Новый терминал аэропорта в Шымкенте будет принадлежать учредителям АО «Авиакомпания «SCAT» Владимиру Денисову (57%) и Владимиру Сытнику (43%). Отметим, что им с 2011 года принадлежит ещё одна воздушная гавань Казахстана: АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» в Таразе. В 2022 году SCAT приобрёл 40% в египетской авиакомпании Red Sea Airlines.
По данным Forbes, SCAT занимает 24 строчку в 50 крупнейших частных компаний РК за 2023 год. Их выручка в прошлом году ориентировочно составила 174,3 млрд тенге, а чистая прибыль – 11,4 млрд тенге.
В следующей части редакция CMN.KZ расскажет о воздушных гаванях, которые находятся в частной собственности.