Воздушную гавань передали в доверительное управление арабской компании всего на год, сообщает CMN.KZ
Договор подписали 7 ноября 2023 года. Со стороны государства это сделал комитет госимущества и приватизации Минфина. 100% акций АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» передали ТОО «Terminals Astana Airport Management» сроком на один год без права выкупа.
Изначально предприятием управляли две иностранные компании, зарегистрированные в ОАЭ – TALC INVESTMENT L.L.C. и TERMINALS HOLDING-SOLE PROPRIETORSHIP L.L.C. К окончанию срока доверительного управления владельцы у предприятия внезапно поменялись. Точнее, 6 сентября остался только один учредитель – Terminals Holding.
Как сообщили в министерстве на запрос корреспондента CMN.KZ, вопрос о пролонгации договора «находится на стадии рассмотрения совместно с заинтересованными госорганами». А вот в другом ведомстве рассказали, что переговоры не всегда обязательны. В договоре есть норма по его продлению при надлежащем выполнении доверительным управляющим условий.
«При наличии позиции уполномоченного органа (министерства транспорта – Прим. ред.) о продлении договора доверительного управления при условии надлежащего исполнения обязательств, контракт может быть продлён на аналогичный срок», – ответили в Минфине на запрос редакции CMN.KZ.
И вот срок почти истёк. Кроме взимания оплаты с арендаторов, управленцы обещали заняться капитальным ремонтом взлётно-посадочной полосы, увеличить мощности грузового терминала и пассажиропотока. Государство хотело, чтобы «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» выполнял до 20 операций на взлёт и посадку в час. Также планировался ремонт взлётно-посадочной полосы и аэровокзального комплекса.
Инвесторы-управленцы обещали изучить потенциал и рассмотреть возможности аэропорта. И лишь потом стороны хотели рассмотреть вопрос о том, сколько вложат денег. А уже дальше заключить долгосрочный контракт. По всей видимости, пока всё идёт по позитивному сценарию.
Добавим, что вместе со столичным аэропортом холдингу передали и аэропорт Кокшетау.
Новая метла, пожар и протёкшая крыша
С приходом новой власти в столичную воздушную гавань там изменились некоторые порядки. Внезапно оказалось, что аэропорту срочно нужно новые клинеры, как раз под Новый год. Оказалось, что уборщицы просили выдать им спецодежду, купить пылесосы, а также выплатить новогоднюю премию. В самой воздушной гавани опровергали наличие конфликта, сообщив, что всё успели урегулировать. А если женщинам не нравятся условия труда, то они могут обратиться в транспортную прокуратуру. Тем более, что премии в гражданско-правовых договорах не предусмотрены.
В январе в Минтранспорта рассказали, что ремонт взлетно-посадочной полосы займёт год, обещали его начать в апреле, но сделали это только в мае.
«Для нас очень важно провести полный капитальный ремонт аэродрома. В случае капитального ремонта аэродрома и взлётно-посадочной полосы транзитный потенциал аэропорта Астаны повысится, а безопасность полётов поднимется на новый уровень. Повысится техническая возможность аэропорта принимать больше грузовых рейсов», — сообщал вице-министр транспорта РК Талгат Ластаев.
В конце февраля в аэропорту произошёл пожар. Горело всего 10-15 кв. м электрокабелей в серверной части терминала № 2, но и этого хватило для эвакуации граждан. Кроме того, задержали 18 рейсов на вылет. Прилёт самолётов проходил в штатном режиме.
В начале июля к проблемам добавилась и протёкшая крыша. Дождь разразился прямо в терминале аэропорта. В это время там играла группа домбристов, которая продолжила концерт, но уже прямо в луже под звук капель.
В начале октября в АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» подняли плату за парковку. Стоимость заезда на первую линию увеличилась до 15 тысяч тенге за час, а стоянка на привокзальной площади для высадки и посадки пассажиров повысилась до 300 тенге в час. Первые 15 минут после заезда оставили по-прежнему бесплатными. Но за третий и последующие заезды в сутки придётся оплатить по действующему тарифу.
Отметим, что в апреле у воздушной гавани сменился председатель правления. Правительство согласовало кандидатуру Юсуфа Альджавдера в АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев». За 25-летний опыт он успел поработать в авиакомпаниях Emirates, British Airways, в международных аэропортах Дубай и Абу-Даби.
Платить по счетам: как в аэропорту Астаны повредили самолёты
В начале августа несколько самолётов разных авиакомпаний вышли из строя. Их повредили в аэропорту Астаны. Сначала пострадало воздушное судно SCAT. Повредился фюзеляж Boeing 737, из-за чего авиакомпания вынуждено изменила расписание вылетов на 20 рейсах.
Следом с проблемами столкнулся FlyArystan. Из-за неправильной установки трапа повредилась задняя входная дверь самолёта. Вину возложили на оператора аэропорта. Стоимость ремонта из-за простоя самолёта, каскадных задержек и возможной отмены рейсов должна была быть значительной.
Затем из строя вышло воздушное судно Air Astana. Во время сильного ветра самолёт получил повреждение от удара контейнером.
В министерстве транспорта обещали провести внеплановую инспекцию, но чем всё закончилось, пока неизвестно.
Ещё один случай, связанный с самолётом сообщением Токио – Цюрих, случился 17 августа. Из-за ошибки пилота судно съехало на грунт. Аэропорту Астаны пришлось задержать регулярные рейсы.
Старые долги и выселение семьи осуждённых
Инвесторам почти сразу пришлось столкнуться с определёнными трудностями. Например, судебные разбирательства и долги. Оказалось, что до передачи в управление, АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» задолжал НПП «Атамекен» членские взносы. Палате пришлось выбивать 18,1 млн тенге долгов за 2021 – 2022 годы. Аэропорт был вынужден заплатить всю сумму по решению суда города Астаны от 13 февраля 2024 года.
Были у арабских инвесторов и долги за энергоснабжение, а также нефтепродукты. В первом случае поставщиком услуг было ТОО «Транзитэнергосервис». Оказалось, что АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» не заплатил за 412 483 кВт часов 12 797 803,31 тенге. Только нагорели эти киловатты из-за РГП «Казаэронавигация», который стал субарендатором. Попытки представителей воздушной гавани объяснить, что это не они виноваты, в суде не приняли. У «Казаэронавигации» не было контракта с поставщиком электроэнергии с начала 2024 года, и отвечать должен был аэропорт. Что компании объяснили в судах. 11 сентября 2024 года решение вступило в законную силу.
ТОО «Альянс-Энергия», как поставщик нефтепродуктов, выставил перед воздушной гаванью счета на миллионы тенге. По всей видимости, у сторон не получилось решить проблему мирным путём. Поставщик всё-таки направил иск. 4 декабря 2023 года межрайонный экономический суд Астаны частично удовлетворил требования ТОО. Представители аэропорта должны были выплатить 422 892 тенге неустойки и 12 687 тенге госпошлины. В феврале 2024 года постановление суда вступило в законную силу.
Подавали в суд и арендаторы. Владельцу нескольких обменных пунктов, «Сервис — АСТ», отказали в пролонгации договора в этом году. Управляющие воздушной гаванью объясняли это необходимостью создания конкуренции в предпринимательстве.
Новые управляющие аэропорта пытались также выселить семью бывших осуждённых сотрудников с несовершеннолетними детьми (2006, 2008, 2011 годов рождения) из служебного жилья. Суд первой и второй инстанции встал на сторону столичной воздушной гавани и потребовал семью Бабашевых съехать из квартиры в ЖК «Старый город».
Пожарная проверка и долговые обязательства аэропорта
В начале апреля столичные пожарные провели в аэропорту Астаны внеплановую проверку. В здании воздушной гавани выявили нарушения пожарной безопасности, в том числе системы оповещения. Управляющим аэропорта дали время до 13 мая, чтобы они устранили их. Представители АО объясняли, что им не сообщили о том, какое количество масок газодымозащитной службы необходимы.
В суде сотрудники воздушной гавани раскрыли информацию о долговых обязательствах, которые есть у компании. Поэтому просили их наказывать не сильно. Указав, что устного предупреждения хватит, а административный штраф будет лишним. 14 июня 2024 года Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Астаны выписал аэропорту штраф в 1,2 млн тенге. Они должны были заплатить его в течение 30 суток со дня вступления решения в законную силу.
Кроме пожарной проверки, в аэропорту с 12 января по 18 апреля 2023 года провели ещё и финансовую. Приказом комитета внутреннего госудита 23 ноября 2023 года утвердили заключение с нарушениями на 429 349,7 тысяч тенге.
«Подлежат возмещению в бюджет – 395 415,5 тысяч тенге, восстановлению путём отражения по учету – 33 934,2 тысяч тенге. Установлены нарушения процедурного характера на сумму 292 477,3 тысяч тенге (12 пунктов)», –
Представители аэропорта просили в суде признать предписание незаконным и отменить его. Но им отказали в удовлетворении иска 27 февраля 2024 года. Более того, до главной транспортной прокуроры и руководителя столичного департамента Агентства по противодействию коррупции довели сведения о выявленных случаях нарушения законности. В конце мая АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» отказали в удовлетворении апелляционной жалобы.
Весной в аэропорту пересматривали генеральный план на следующие 30 лет, чтобы определить потребности и возможности приёма пассажиров. Изменения включали широкое использование биометрических данных и технологий, разработку новой стратегии грузовых перевозок и исследования, направленные на включение в число 10 лучших аэропортов мира в своей категории с созданием специальной экономической зоны. Насколько этим планам суждено сбыться, пока сложно сказать. В конце концов, ни правительство, ни доверительные управляющие ещё не сообщили о пролонгации договора.