В судах Карагандинской области продолжаются разбирательства между поставщиками и Qarmet. Первые хотят получить не только оплату, но неустойку за время вынужденного ожидания денег, а также расходы на адвокатов. А вот в компании Андрея Лаврентьева стараются минимизировать любые суммы, сообщая о «тяжёлом финансовом положении» предприятия. Отдел расследований CMN.KZ узнал о приказе по антикризисным мерам в Qarmet
В начале декабря 2023 года в карагандинские шахты пришёл Андрей Лаврентьев. Он заменил Лакшми Миттала на посту акционера. Вместе с новым хозяином предприятию вернули историческое название. Так на месте «АрселорМиттал Темиртау» появился Qarmet.
Почти сразу после изменения владельца региональный департамент комитета промышленной безопасности МЧС начал проверки. Через суды ведомство приостановило эксплуатацию некоторых объектов на шахтах «Казахстанская», «Шахтинская» и «Саранская». На последней решение суда ещё не вступило в законную силу.
По заверениям государства, Андрей Лаврентьев должен был закрыть все долги перед работниками и поставщиками. И если с первыми он вроде как разобрался, то со вторым появились проблемы.
В Qarmet не соглашались платить по представленным финансовым документам, предпочитая решать вопрос в судебном порядке. А там принимали не все акты выполненных работ, снижали неустойки или вовсе не учитывали условия контрактов. Правда, не все суды проходили в таком порядке. В некоторых случаях Qarmet шёл на мировую.
В самом предприятии Андрея Лаврентьева заявили, что сумма долгов АО «АрселорМиттал Темиртау» составила 279,4 млн долларов. Они уже покрыли 82% или 227,9 млн долларов. Платят в Qarmet исходя из итогов внутреннего аудита. Во внимание принимают «добросовестное исполнение обязательств перед холдингом и отсутствие коррупционных факторов во взаимодействии с предприятием до 8 декабря 2023 года».
«Qarmet сокращает задолженность предшественника, стремясь к обеспечению социальной стабильности и справедливости в отношении поставщиков товаров и услуг», – распространили в пресс-релизе.
Удивительно, что компания Лаврентьева назвала себя «национальным инвестором», хотя непонятно о какой национальной составляющей они говорили. Возможно, таким образом ещё раз намекнули на финансирование от Банка развития Казахстана, но это не точно. В Qarmet подтвердили проблемы с деньгами официально, назвав «непростой экономической ситуацией».
Читайте также:
- Коррозия, трещины и оголённая арматура: какие нарушения нашёл МЧС на шахтах Лаврентьева
- Платить по счетам: как Qarmet Лаврентьева оказался в затруднительном финансовом положении
Лаврентьев сокращает расходы?
Не раз в судах представители компании Андрея Лаврентьева отмечали «тяжёлое финансовое положение». Это могло быть не только попыткой Qarmet не платить неустойки за действия бывшего собственника, но и указывать на реальные сложности. По данным карагандинского СМИ «Новое телевидение», 5 сентября 2024 года в компании Андрея Лаврентьева распространили приказ, в котором было несколько требований относительно сокращения бюджета. В частности речь шла о зарплате и других операционных расходах:
- о контроле постоянных затрат в области оплаты труда и администрирования:
- мораторий на индивидуальное повышение и пересмотр разрядов/категорий до конца 2024 года по всем подразделениям компании, за исключением перевода на другую должность;
- приём персонала осуществлять только в пределах численности, установленной бизнес-планом;
- ввести мораторий на ремонт офисных помещений и закуп мебели;
- ввести мораторий на обучение в сторонних организациях, не связанных с выполнением законодательных требований;
- ввести особый режим согласования командировок, утверждая их разрешением гендиректора.
- ужесточить контроль над затратами на услуги охраны, определить предельный размер ежемесячных взносов;
- перенести на 2025 год ремонт ДП-3, АНГА, СПЦ и Аглофабрики силами подрядчиков;
- приостановить финансирование программы «Гигиена»;
- согласовать перенос разовых ремонтных работ на 2025 год и рассчитать влияние переноса на бюджет 2024 года;
- предоставить список ТМЦ и услуг для приобретения с 2024 года на 2025 год;
- провести анализ затрат по автотранспортному цеху и согласовать сокращённый бюджет до конца 2024 года;
- сократить расход мазута на ТЭЦ-2и ТЭЦ-ПВС за счёт диспергирования топлива и оптимизации работы котлов;
- предложить мероприятия по сокращению затрат по транспортной логистике, в том числе аренде техники;
- запретить покупку ТМЦ с наличием запасов на складах компании.
На документе есть достаточно доказательств его достоверности, вплоть до подписи генерального директора Вадима Басина. Каким образом приказ о введении антикризисных мер из-за снижения цен реализации оказался у карагандинского СМИ, не сообщается.
Систему кондиционирования установили, но оплату не получили
Работать на угольных шахтах очень опасно. А без системы кондиционирования вообще смертельно. «АрселорМиттал Темиртау» заказал новые установки у ТОО «Аврора Сервис» (один из конечных бенефициаров иностранная компания FUTURE MOTIVATION-UNIPESSOAL LDA).
Без НДС стоимость работ должна была составить 230,4 млн тенге. По контракту все материалы, оборудование и механизмы оплачивались самим подрядчиком. Компания «Аврора Сервис» должна была приобрести технику и провести монтаж на объектах Угольного департамента:
- Шахта «Шахтинская» – 41 штука;
- Карагандинское погрузочно-транспортное управление (КПТУ) – 61 штука;
- ОСХ УЗ УД – 15 штук.
15 марта 2024 года поставщик и Qarmet подписали допсоглашение. Стороны подписали акты выполненных работ: 4 мая 2023 года – 971 997,6 тенге, 14 ноября 2023 года – 51 958 368 тенге, 2 апреля 2024 года – 51 958 368 тенге. Всё вместе вышло – 104,8 млн тенге.
Не дождавшись оплаты, представители «Аврора Сервис» направили два письма Qarmet. Однако компания Андрея Лаврентьева не приняла никаких мер. Как следствие, АО получило приглашение поучаствовать в суде в качестве ответчика.
Сначала подрядчик требовал взыскать одну сумму, но позже увеличил исковые требования. Так, представители ТОО «Аврора Сервис» указали, что им должны заплатить 104,8 млн тенге задолженности и 4 323 730,32 тенге неустойки. В свою защиту подрядчик заявил, что не только купил систему кондиционирования, но даже успел установить её. Более того, работы заказчик принял.
Представитель Qarmet на некоторые судебные заседания не явился, но долг подтвердил и просил снизить неустойку. Именно последнее в суде и сделали. Там пересчитали сумму и слегка округлили. В итоге получилось 3 991 637 тенге.
8 августа 2024 года Специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области удовлетворил исковые требования поставщика. Спустя несколько дней стало известно, что это было не нужно. Стороны заключили мировое соглашение ещё 31 июля. В качестве долга прописали 169,3 млн тенге, которые Qarmet обещал выплатить частями до 15 января 2025 года. Взамен подрядчик получил, внесённую ранее госпошлину в 5,2 млн тенге, а также отказался от своих исковых требований.
Как Qarmet не мог заплатить 403 тысячи тенге неустойки из-за тяжелого финансового положения
О проблемах с финансами представители Андрея Лаврентьева говорили не один раз. Если в марте в судах Qarmet отметил «затруднительное финансовое положение», то уже в конце апреля оно стало «тяжёлым». Речь шла о долге перед российским ООО «Свердловэнергоремонт», который поставил Лакшми Митталу четыре каплеуловителя за 5,5 млн рублей. Техника была на месте уже 18 сентября 2023 года, о чём свидетельствовали документы. Но вот денег за свою поставку предприятие не получило.
Компании «Свердловэнергоремонт» пришлось подать иск в Специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области. Предприятие просило вернуть им задолженность и проценты за пользование чужими деньгами. По последнему пункту российская организация посчитала, что за период с 29 сентября по 31 октября 2023 года им должны заплатить 81 430,55 рублей. Но в суде пересчитали и сократили эту сумму до 79 561,64 рублей.
В обоих случаях для конвертации в тенге использовали курс Нацбанка на 1 января 2024 года – 5,07 тенге. Так неоплаченная сумма по контракту составила 27 885 000 тенге, а процент за использование чужих денег – 403 378 тенге. 24 января 2024 года суд постановил взыскать деньги с АМТ.
Стороны снова встретились в суде апелляционной инстанции из-за жалобы Qarmet. Самым удивительным стала формулировка, с которой компания Лаврентьева просила убрать неустойку. Напомним, речь шла всего-лишь о 403 тысячах тенге.
«В связи с тяжёлым финансовым положением ответчик не имеет возможность оплачивать неустойку за виновные действия бывшего собственника», – указали представители Qarmet.
Забегая вперёд, стоит отметить, что Карагандинский областной суд отказал предприятию Лаврентьева. В конце концов, стороны дважды могли заключить медиативное соглашение.
Ещё один долг в рублях
Но это были не единственные суды между холдингом и подрядчиком. Над ними висел ещё один долг в 67 620 000 тенге, а также неустойка за период с 25 июня 2023 года по 17 ноября 2023 года в 3,5 млн тенге. ООО «Свердловэнергоремонт» даже выиграл суд первой и второй инстанции, по результатам которых АМТ присудили 2,1 млн тенге госпошлины. Всего карагандинские шахты должны были 73,3 млн тенге. В декабре АМТ получил отсрочку по оплате долга до 28 марта 2024 года. ООО «Свердловэнергоремонт» хотел получить свою неустойку.
И, собственно, получил. 18 июня 2024 года суд присудил российскому поставщику 944 543,83 рубля неустойки (5 006 082 тенге).
В начале августа в Карагандинском областном суде получили апелляционную жалобу от Qarmet на решение суда от 28 июня 2024 года (Возможно описка в дате и речь идёт о решение суда от 18 июня – прим. ред.). Разбирательство назначили на сентябрь.
В следующей части редакция CMN.KZ расскажет о долгах по охране объектов Qarmet, а также какую сумму хищений обнаружили в компании Лаврентьева.