В Алматы рассматривают дело в отношении Гульмиры Сатыбалды — экс-супруги племянника первого президента Кайрата Сатыбалды. Её обвиняют в вымогательстве в крупном размере, самоуправстве и незаконном лишении свободы бизнесмена Абая Жунусова, сообщает корреспондент CMN.KZ
Судебные разбирательства проходят в специализированном межрайонном суде по уголовным делам. Преступления, в которых обвиняют Сатыбалды относятся к категории особо тяжких. Ей инкриминировали обвинения по трём статьям Уголовного кодекса:
- п.3, ч.3, статьи 126 «Незаконное лишении свободы»,
- п.2, ч.4, статьи 194 «Вымогательство в особо крупном размере»,
- ч.4 статьи 389 «Самоуправство».
В незаконном лишении свободы также обвиняют её личного водителя Мади Батыршаева.
Потерпевшим по делу признан Абай Жунусов, владелец компании BAUR Kazakhstan и зять Гульмиры Сатыбалды. Он был женат на одной из её сестёр Рае Примбетовой. Бизнесмен заявляет, что в 2019 году его похитили приближённые Сатыбалды и незаконно лишили свободы на 165 дней. CMN.KZ освещала показания Жунусова в суде, где он рассказал, как провёл в неволе почти полгода.
Защита заявила отвод судье Какимжанову
До начала судебных прений защитники заявили отвод судье Мартпеку Какимжанову. Одна из причин — в суде не выслушали показания свидетелей стороны защиты.
«В суде мы не услышали ни одного свидетеля с нашей стороны, которые были заявлены и допрошены на стадии досудебного расследования. Мы, как никто другой, хотим, чтобы приговор был законным и в последующем на основании каких-либо существенных процессуальных нарушений не подлежал ни отмене, ни изменениям. Почему сторона защиты вынуждены кричать хором в судебном заседании. Нас просто не слышат», — заявила сторона защиты.
Представитель потерпевшего не согласился с защитниками. По его словам, суд помог обеспечить явку свидетелям стороны защиты, но те так и не явились. В отводе судьи адвокатам подсудимых отказали и суд перешёл к прениям.
Тесные связи Сатыбалды с правоохранительными органами
Выступление прокурор Байбараков начал с описания того, как потерпевший Жунусов оказался в заключении у Сатыбалды.
«Сатыбалды, лишив свободы Абая Жунусова, оказывая моральное и психологическое давление, под угрозами направления в суд уголовного дела в отношении его, переписала на своих доверенных лиц доли в АО «Baur Kazakhstan» и его дочерних компаний, а также имущество на балансе предприятия. Сатыбалды в период незаконного лишения свободы, создав для Жунусова напряжённую обстановку, оказала сильное воздействие на его внутреннее психоэмоциональное состояние. Жунусов понимал, что Сатыбалды имеет тесные связи с Кайратом Сатыбалды, имеющего прочные связи с высокопоставленными должностными лицами в правоохранительных и других госорганах, и может избежать ответственности. Она приступила к реализации своего предполагаемого плана: требовала переоформления доли уставных капиталов и имущества АО «Baur Kazakhstan», «Baur Development Group», «TM Engineering Group» и другие компании», — заявил прокурор на прениях.
Государственный обвинитель также указал на неудачные попытки потерпевшего обратиться в полицию и другие органы, которые пресекались Сатыбалды, в силу её влиятельности в этих кругах.
«Жунусов обращался с заявлением в правоохранительные органы, а также обращался во все вышестоящие органы об уголовных правонарушениях, но все попытки были блокированы Гульмирой Сатыбалды, в связи с её неограниченным влиянием на правоохранительные органы», — сказал прокурор.
В своей речи гособвинитель озвучил результаты психиатрической экспертизы состояния Жунусова.
«Психическое состояние Жунусова в период удержания и угроз убийства характеризируется как травмированное и требует обязательного психотерапевтического вмешательства», — заключил прокурор.
Судебные прения ещё продолжаются. CMN.KZ следит за развитием событий.
Ранее экс-супругу племянника Нурсултана Назарбаева Гульмиру Сатыбалды приговорили к семи годам колонии. Её задержали в марте 2022 года по подозрению в рейдерском захвате. Потерпевшими по делу признали Айгуль Мекешову, которая владела ТОО «Maxi Bottlers», и Турсенгали Алагузова. Последний потерял долю в АО «Galanz Bottlers».