С 1 марта в РК запустили пилотный проект по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение. Пока что персонифицированное финансирование затронуло только Шымкент, Тараз и Туркестан. Только вот реализация уже вызвала обеспокоенность у сотни непосредственных участников проекта. Почему его коллективно призывают остановить, разбирался с экспертом корреспондент CMN.KZ
Дошкольное образование – одна из приоритетных статей расходов бюджета и обязательство государства. И если за тратами на него с переменным успехом следят в Антикоре, то о качестве лучше всего могут рассказать родители воспитанников, работники и представители дошкольных организаций, а также члены филиала Казахстанской ассоциации непрерывного образования по Туркестанской области. Собственно, они это и сделали, обратившись в генеральную прокуратуру, агентство по противодействию коррупции, агентству по защите и развитию конкуренции, а также в министерство просвещения.
В письме к госструктурам, копия которого имеется в распоряжении редакции, подписавшиеся просят вмешаться в ситуацию, чтобы не допустить появления сотни тысяч недобросовестных получателей и поставщиков услуг.
Неудобства и денежный вопрос
Ваучер – это объем денежных средств, которые выделяются государством на образование ребёнка. И, если раньше средства госзаказа уходили напрямую от акимата в детский сад, то с ваучером теперь должны идти к родителю. И последние, как услугополучатели, будут сами оплачивать выбранный ими сад.
Впрочем, стоит всё-таки начать с того, что в 2024 году по РК начали внедрять сразу несколько масштабных пилотных проектов в сегменте дошкольного образования:
- единая база очередности в Шахтинске, Петропавловске, Атырау, Шымкенте и восьми районах Павлодарской области;
- биоментрия, QR-коды и другие цифровые новинки;
- ваучерное финансирование в Шымкенте, Таразе и Туркестане.
Первый из-за допущенных недоработок организационного, технического и методологического характера уже приостановили. Второй, как оказалось, внедрили без учёта мнения родителей воспитанников, работников детских садов и даже самого министерства просвещения. Что же касается ваучерного финансирования, то сотни подписавшихся под документом указали на аналогичные проблемы, которые скрупулёзно разделили по пунктам.
Во-первых, негодуют они, в частных детских садах с начала года начались массовые проверки от разных госструктур. При этом педагоги оказались в следующем положении: нужно постоянно отвлекаться от своих прямых обязанностей и разъяснять родителям, как пользоваться мобильными приложениями, чтобы попасть в единую очередь, зачислять в детский сад, проходить биометрию, а также получить ваучерные деньги.
Ежемесячно на каждого ребенка по пилотному проекту выделяется от 23 до 135 тысяч тенге в зависимости от региона и статуса населённого пункта (село или город). По сути, это в среднем 67 млрд тенге от государства, это если считать, что охват детей в возрасте 2–6 лет (их в стране немногим более миллиона) дошкольным воспитанием составляет 91%.
При этом в 2024 году министерство просвещения для своей работы получило 1,01 трлн тенге из бюджета. В части дошкольного образования в эту сумму входят следующие расходы: 95,839 млрд тенге – на обеспечение доступности дошкольного воспитания и обучения; 1,63 млрд тенге – на повышение квалификации педагогов государственных организаций дошкольного образования.
Кроме того, за последний год казахстанцы увеличили свои расходы на образование сразу на 29,1%. Судя по результатам выборочных обследований, проведённых Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, годовые расходы одной казахстанской семьи на платные образовательные услуги и всё, что с ними связано, в 2023 году составили в среднем 78,6 тысяч тенге. По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2022 году число дошкольных организаций в стране составило 11 104, увеличившись за года всего на 233 учреждения.
Эти данные говорят о том, что потенциальные сложности с финансированием также могут серьёзно ударить по проекту.
Но основная проблема в другом…
Профессор КУАМ, юрист в области образовательного права Сайкен Айсин рассказал о подводных камнях проекта.
«Основная проблема в том, что организаторы не исполняют собственный план, который утвердили ещё в начале 2024 года. До 29 февраля им надо было провести разъяснительную работу, но её стали выполнять только сейчас. Более того, почему ваучеры сейчас внедрили только в Таразе (первые платежи пошли только 9 августа), а в Шымкенте и Туркестане даже не начали? До конца года осталось несколько месяцев, а это отчётный по проекту период (оператор пилотного проекта АО «Финансовый центр» должен до 5 января 2025 года подготовить результаты). Уже со старта проекта видно, что ничего не получилось», – сообщил эксперт.
Немного отвлекаясь, поясним, что функций у АО «Финансовый центр» не мало.
И если говорить коротко, то это компания-оператор по размещению государственного образовательного заказа. 100% акций, которые при этом можно продать или демонополизировать, держит комитет госимущества и приватизации Минфина. Возглавляет компанию Аскар Ибраимов. В совете директоров, помимо руководителя, восседают Бибигуль Асылова, Амангельды Тойбаев и Олжас Ордабаев. За время своей работы общество стало фигурантом в 22 629 судебных разбирательствах.
Впрочем, Сайкен Айсин также считает, что хоть другие аналогичные проекты по инициативе государства и имели порой коррупционную составляющую (речь идёт о программе ArtSpotr с десятками уголовных дел за коррупцию и хищение денег поставщиками услуг – Прим. ред.), тем не менее, их хотя бы успешно внедряли до момента изобличения. При этом у других специалистов вызывает обеспокоенность и то, что проект с большой настойчивостью пытаются внедрить с 2020 года так, видимо, и не разобравшись в деталях.
Директор филиала казахстанской ассоциации непрерывного образования по Туркестанской области Дильдар Хабибова в числе тех, кто коллективно подписала обращение в госструктуры. Там же она указывает, что организаторы пилотного проекта вопреки требованиям п. 6-1 ст. 17-1 Закона РК «О правовых актах» в принудительном порядке обязывают субъектов частного предпринимательства участвовать в нём. При этом незаконно передают компетенцию акиматов по оказанию семьям, пользующимся услугами организаций дошкольного воспитания, необходимой методической и консультативной помощи на плечи воспитателей и нянечек.
Управление ваучерным финансированием осуществляет АО «Финансовый центр», а обмен данными между банками, национальной образовательной платформой и другими ведомствами обеспечивает система Indigo. Вышеназванные организации – это не государственные структуры. Поэтому у подписавшихся вопрос: на каком основании госфункции передали третьим лицам?
«Всё это привело к тому, что уже несколько месяцев администрации детских садов по только Туркестанской области не могут нормально ни принять, ни открепить воспитанников в дошкольных учреждениях, что приносит убытки. Авторы проекта уверяют, что новая система Indigo основана на принципе «деньги следуют за ребёнком», и пилотный проект якобы повысит качество дошкольного образования, позволив выбрать наиболее подходящие для ребёнка детские сады и контролировать качество услуг. При этом действующая система зачисления и без ваучерного финансирования позволяет родителю выбрать любой детский сад и контролировать качество услуг», – говорится в обращении.
В дополнении к этому, указывает Сайкен Айсин, пилотный проект разработали, не учитывая особенности сельской местности. Речь идёт о слабом интернете, отсутствии отделений банков, маленьком количестве пользователей смартфонов (а ещё многие люди даже не знают, что такое ЭЦП).
Оператор или прокладка?
Юрист также указывает на противоречия в алгоритме проведения пилотного проекта. Так, согласно одному из пунктов, результат определения дошкольной организации – договор оказания образовательных услуг, заключённый между учреждением и родителем. В тоже время другими пунктами предусматривается подписание всеми участниками проекта договора присоединения. Это АО «Финансовый центр», банки второго уровня, управление образования, а также родители и (или) законные представители. И оказывается, что, подписывая первый, последние автоматически соглашаются на договор присоединения.
«Было бы уместным типовую форму договора присоединения утверждать министром просвещения, а не президентом АО «Финансовый центр». Тем более, что посредством договоров присоединения предполагается освоение миллиардных бюджетных средств. Также необходимо отметить, что акты АО «Финансовый центр» не подлежат обязательной научной антикоррупционной экспертизе. А согласно 7 пункту алгоритма внесение изменений и (или) дополнений в договор присоединения, не влекущих новые обязательства его сторон, не требует повторного подписания. Эта норма уже противоречит основам гражданского права», – указывает юрист Айсин.
При этом авторы пилотного проекта перекладывает на БВУ обязанность по соблюдению целевого назначения бюджетных средств, перечисляемых на банковские счета детей, а также предназначенных для последующего безналичного перечисления в дошкольные организации.
«Обязанность по соблюдению целевого назначения бюджетных средств и ответственность возложена на министерство просвещения и акиматы, а передача государственных функций частным лицам запрещена действующим законодательством Казахстана. Проект сырой, недоработанный, это может выразится в части потери бюджета, стрессе для родителей, детей, воспитателей», – добавил Сайкен Айсин.
По данным аналитиков, в структуре расходов казахстанцев в 2023 году большая доля приходилась на детские сады (31,1%). Данные лишь могут отражать имеющиеся проблемы родителей с устройством подросших малышей в детсады. Однако сделать ваучерную систему максимально прозрачной всё ещё можно, считают педагоги. Но для этого заинтересованные госструктуры должны услышать предложения главных оценщиков качества предоставляемых услуг дошкольными организациями – родителей.
CMN.KZ отправила официальные запросы в Минпросвещения и Антикор с просьбой прокомментировать опасения, описанные в коллективном письме, а также ответить на наши вопросы по этой теме.
1 комментарий
Pingback: FaceID – безопасность для детей, но что не так с аналогом ArtSport – DamuBala?