Получение услуг на «Казпочте» может обернуться ожиданием в несколько часов — это не новая информация.
Недавно деятельность казахстанского оператора почтовой связи на предмет соблюдения законодательства проверили сотрудники Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры. Выявили множество нарушений. Позже в «Казпочте» ответили, что все нарушения устранены, и сейчас претензий у прокуратуры больше нет. Зато претензии остались у простых граждан
Подробности в материале CMN.KZ
По заявлению Генпрокуратуры, проверка выявила множество фактов нарушений. В том числе кражи посылок и денег.
По результатам, к дисциплинарной ответственности привлекли 48 сотрудников, к административной — 20. Также внесли 21 представление об устранении нарушений законности, и возбудили 20 административных производств.
В ответ на это в АО «Казпочта» сообщили, что исправили все выявленные замечания.
И подчеркнули, что в данный момент Комитет по правовой статистике и специальным учётам Генпрокуратуры не имеет к ним претензий.
«Казпочта оказала всестороннее содействие в проведении проверки и выявлении нарушений. По всем фактам провели служебные расследования, итоги которых переданы в соответствующие правоохранительные органы»,
сообщили в компании.
Помимо этого «Казпочта» заявила, что информация, распространяемая некоторыми СМИ и пользователями социальных сетей о том, что компания якобы умышленно и целенаправленно скрывала какие-либо правонарушения своих сотрудников не соответствует действительности.
Претензий нет?
В современном Казахстане, гордящимся своей цифровизацией, есть место бюрократии. Недавно сотрудники редакции CMN.KZ на личном примере столкнулись с проблемой при отправке заказного письма в Алматы. Пришлось объехать три отделения, чтобы найти работающее.
Первое из отделений (по адресу Аль-Фараби проспект, 17 к 5 Б ), было просто закрыто без каких-либо объяснительных записок. Во втором (по проспекту Аль-Фараби, 65), их встретили голые стены. Там шёл ремонт, о котором не было никаких предупреждений на информационных ресурсах «Казпочты». Когда будет работать отделение, или куда его перенесли — тоже осталось тайной.
Потратив несколько часов на поиск действующего почтового пункта, коллеги ожидаемо столкнулись с огромной очередью в последнем. Обслуживала клиентов всего одна сотрудница.
То есть – один сотрудник был и на отправке, и на приёме, и на продаже сопутствующих товаров. На вопрос, почему работает всего один человек, почтальон ответила, что напарница на больничном.
Итого, на одну базовую почтовую услугу был потрачен почти весь день. В мегаполисе на отправку срочной документации не должно уходить столько времени.
Корреспондент CMN.KZ попытался разобраться, на что ещё жалуются посетители казахстанской почты и как можно узнать актуальную информацию о работе отделений.
Что говорят в сети
Интересно, что в интернете не сразу нашлась информация о неработающих в Алматы отделениях. В разных приложениях онлайн-карт данные не совпадают. В одном почта по нужному адресу вовсе не указана, в другом сообщается, что она закрыта. На что ориентироваться и что достоверно — большой вопрос.
Если почитать отзывы в тех же приложениях карт, можно понять, что даже при наличии информационных табличек, заявленное не всегда соответствует действительности.
Например, часы работы указаны до 19:00, а посетители пишут, что по факту отделение работает до 15:00. С чем это связано — объяснений нет.
Или вот, например, отделение на Байтурсынова 68 — загадочный объект. По отзывам совершенно непонятно, открыто там или нет.
Судя по комментариям, ситуация в разных отделениях не особо отличается по списку проблем: медленное обслуживание, грубый персонал, мало сотрудников, большие очереди и потеря посылок.
Конечно, при этом встречаются и позитивные отзывы с пятью звездами. Любой сервис делают люди, которые любят свою работу. Но с оценками по всем отделениям достаточно странный разброс, с минимальным количеством средних баллов. В общем и целом, среднее значение находится в пределах 2-3 баллов.
В некоторых отделениях выдачи есть функция самостоятельного поиска посылки, там позитивных отзывов побольше и очереди движутся живее. Люди с энтузиазмом готовы сами взять на себя часть работы, нежели ждать часами, когда её выполнят сотрудники, которых не хватает.
О нехватке кадров пишут как в отзывах, так и в СМИ. Например, в 2022 году на «Казпочте» отмечали, что в целом по Алматы существует вопрос открытых вакансий в отделениях, так как многие сотрудники находятся на больничном. Видимо, ситуация мало изменилась.
Что говорят в «Казпочте»
Корреспондент CMN.KZ решил задать вопросы пресс-службе, «Казпочты», чтобы понять, как и где можно узнать о работающих и не работающих отделениях, что делать с очередями и куда обращаться с вопросами.
В частности интересовало, где можно посмотреть актуальный список открытых и закрытых отделений, раз уж в навигаторах не всегда всё точно.
«На сайте post.kz в закладке карта сети данные указаны по отделениям (через фильтр можно сортировать отделения по необходимым для вас услугам). Также прилагается ссылка на карту сети отделений/супермаркетов посылок/банкоматов АО Казпочта»,
ответили в пресс-службе
Мы решили проверить как работает предложенный поиск. Начнём с того, что сайт не определяет местоположение человека, который делает запрос. Автоматически открывается карта почтовых отделений Астаны. В строке поиска можно изменить город и поискать нужное отделение.
Пробуем вбить адрес неработающего алматинского филиала. Узнаём, что такой адрес не найден. Означает ли это то, что он закрыт — не совсем понятно. В целом, можно пройтись по списку, который открывается, если кликнуть на строчку и поискать нужное отделение там. Но закрытых там в любом случае не указано, а сам список построен не по алфавиту.
С учётом того, как часто пользуются почтой пожилые люди — не слишком удобная система.
Попытки найти закрытые филиалы на карте, или хотя бы список временно неработающих — успехом так и не увенчалась.
Казалось бы, куда проще позвонить и узнать работает пункт, или нет. Но трубки на почте часто брать некому. Об этом тоже также говорят отзывы в сети. То сотрудника вовсе нет на месте, то он один на три окна — разве тут до телефона?
О сотрудниках и был следующий вопрос, заданный пресс-службе казахстанской почты. Должен же быть какой-то регламент и минимальное количество работников на объекте. Хорошую аналогию по этому поводу провели в интернете:
«Если в продуктовом гипермаркете шесть касс и из них работает лишь одна, то собирается огромная очередь, которая будет требовать открыть другие кассы. И часто находится свободный сотрудник. Почему здесь не так?»,
спрашивают в отзывах.
Можно добавить, что часто больших магазинах на видном месте указан номер телефона, по которому можно сообщить о скопившейся очереди. Такая функция, например, есть и в российских почтовых отделениях (по крайней мере в крупных городах).
Размер имеет значение
Однако в пресс-службе «Казпочты» ответили, что нет установленного количества сотрудников, которое должно работать единовременно в отделении. Точнее — размер отделения имеет значение:
«В зависимости от размера, специфики отделения и клиентопотока количество сотрудников может разниться. В будние дни отделение работает с 09:00 до 18:00 вечера, в субботу с 09:00 до 14:00. Воскресенье выходной день. Сотрудники выходят на работу в том же составе, вне зависимости от дня недели. Стоит отметить, что в определённых отделениях есть открытые вакансии на позиции кассиров, операторов и почтальонов».
Правда в том, что в большинстве филиалов выходные дни – суббота и воскресенье.
И клиентопоток не всегда является ориентиром для усиления пункта дополнительными сотрудниками. Да и больничные никто не отменял.
А про то, что посетители, работающие в классическом графике с 9:00 – 18:00, не могут забрать и отправить свои посылки – и говорить нечего.
Что же касается телефона горячей линии — он существует. Правда, звонок на него платный. Хочешь пожаловаться — плати деньги. Ещё и рекламу послушай.
О том, что услуга колл-центра почты платная в пресс-службе предупредили. Также там уточнили, что можно обратиться по другим каналам связи:
«Клиенты могут обратиться в call center 1499 по звонку (платно), оставить обращение WhatsApp, Telegram, через сайт qazpost.kz».
Ну и в заключении мы поинтересовались двумя закрытыми филиалами, в которые не сумели попасть сотрудники редакции CMN.KZ, чтобы точно понимать, что там происходит, и сопоставить с информацией из онлайн-карт. Оказалось, что лишь один из них закрыт совсем. Второй, действительно, на ремонте и передислоцирован на другой адрес. О чём в интернете не сказано ни слова.
«По адресу Аль-Фараби 65, находится отделение почтовой связи (ОПС) № 40. В данный момент он закрыт на ремонт. Временно передислоцирован на ОПС № 21 по улице Курмангазы 20. По поводу отделения по адресу Аль-Фараби, 17 к5Б — оно закрыто в ноябре 2021 года»,
уточнили в пресс-службе.
Можно подвести итог, сказав что самая актуальная информация о работе отделений «Казпочты» есть у её пресс-службы.
Но если вы обычный казахстанец, возможно, вам придётся звонить по платному номеру, или приехать лично, чтобы проверить, как работает ближайший пункт. И скорее всего —постоять в очереди.