Основы ценообразования на медицинские изделия, а также работу сотрудников Минздрава изучил директор алматинского филиала республиканского общественного объединения «Әділдік жолы» (Путь справедливости) Бауржан Макулбаев. Борец с коррупцией считает, что от казахстанцев в обход законов скрывают правду, лоббируя интересы отдельных компаний. В деталях разбирался корреспондент CMN.KZ
Каково положение дел с государственными закупками в системе здравоохранения, эксперт предложил понять на следующем примере.
В очередной раз изучая портал государственных закупок (единая точка доступа для заказчика, организатора или поставщика товаров и услуг), сотрудники объединения обнаружили, что в Национальном центре экспертизы лекарственных средств и изделий могли, но решили не экономить 200 млн бюджетных тенге при заказе дрелей и пил.
В Алматинском филиале «Әділдік жолы» описали схему. К концу 2023 года коммунальному государственному учреждению на праве хозяйственного ведения «Городская клиническая больница №4» понадобились несколько механизмов. Исходя из технической спецификации закупки, больнице от конкретной фирмы были нужны:
- дрель двухклавишная System 8 в вариантах исполнения – 10 штук. Стоимость за единицу – 14 113 552 тенге;
- пила сагиттальная System 8 в вариантах исполнения – 10 штук. Стоимость за единицу – 14 631 400 тенге.
Общая стоимость оборудования — 287 449 520 тенге.
13 декабря 2023 года сотрудники больницы вскрыли конверты с тендерными заявками на товары. Внутри находился список потенциальных поставщиков для участия в закупках медицинской техники. И победителем тогда признали единственную представленную компанию – частника ТОО «Круана».
«Изучили рынок и выявили необоснованное завышение цены. Так, первый товар на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации можно приобрести по 1 316 032 тенге за шутку. Второй – по 2 368 857 тенге. Однако на профильном американском сайте стоимость такого же полного набора System 8 Stryker составляет 7 010 680 тенге. Анализ показал идентичную стоимость и на других американских веб-порталах. Исходя из этого, примерное завышение стоимости составляет 200 600 630 тенге»,
рассказал Бауржан Макулбаев.
Общественник считает, что закуп инструментов именно этого производителя из США, когда на рынке присутствуют аналоги из стран СНГ и ближнего зарубежья, ещё и по гораздо меньшей стоимости, выглядит как лоббирование интересов. Этот громкий тезис, по его словам, подтверждает и то, что несмотря законодательный запрет, в технической спецификации госучреждения указан конкретный производитель инструментов.
В законе о государственных закупках говорится, что в размещаемой информации заказчик не вправе указывать конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты и другие знаки отличия, определяющие потенциального поставщика.
С такими аргументами общественник обратился в антикоррупционную службу.
В ответе департамента внутреннего государственного аудита говорится, что анализом предельных цен занимается занимается лишь одна госорганизация. Это «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения», находящийся в подчинении министерства здравоохранения.
Сотрудников «Әділдік жолы» ответ не удовлетворил. Бауржан Макулбаев меж тем добился сообщения и от Национального центра экспертизы. Но ситуация оказалась ещё более странной.
По полученному от ведомства Минздрава ответу следует, что проверить предельные цены на товары, получить копии счёт-фактур, таможенные декларации и прочие документы, определяющие конечную стоимость продукта, невозможно – информация конфиденциальна.
Оказалось, что внимание не обращают и на возможные нарушение основных принципов процедуры государственных закупок. Бауржан Макулбаев указывает, что медучреждения имеют уловку, которая и содержится в ответе Наццентра – приказ Минздрава. Однако юридически он ниже, чем закон «О государственных закупках«, уверяет эксперт.
Директор филиала «Әділдік жолы» в этой связи направил вопросы министру здравоохранения:
- Распространяется ли приказ Министра здравоохранения на все случаи закупа изделий медицинского назначения, или только для лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы?
- Если распространяется на все случаи, то не является ли это превышением полномочий Министра здравоохранения РК, так как Закон РК «О государственных закупках» имеет большую юридическую силу, чем его приказ?
- Почему эти особые ограничения коснулись именно изделий медицинского назначения, которые применяются повсеместно учреждениями здравоохранения и не требуют особого оборота, не являются запрещёнными или ограниченными в использовании?
- Почему приказ Министра здравоохранения допускает процедуры закупа на бумажных носителях, хотя законом предусмотрен иной порядок? Не является ли данное обстоятельство лоббированием отдельных поставщиков медицинских изделий или их производителей?
Однако вразумительный ответ на них так и не поступил.
Какой из этого вывод сделали общественники, борющиеся с коррупцией?
«В системе Минздрава можно установить цену на товар, выбрать своего поставщика, и ничто никому за это не будет. Минздрав пролоббировал пункт о том, что можно в исключительных случаях обходить закон о гозакупках. Как итог — почти все медучреждения и проводят тендеры для конкретных поставщиков, а другие компании просто не пускают в систему. Нет открытости, но есть множество коррупционных рисков»,
заключил директор алматинского городского филиала РОО «Әділдік жолы» Бауржан Макулбаев.
Эксперт считает, что всё ещё можно исправить ситуацию. Однако сначала ответить на все вопросы, по его мнению, должен министр здравоохранения.
1 комментарий
Әділет жолына — тілейтінім ақжол, безприделге жол жоқ.