Сад из более 200 сортов яблонь и винограда уже три недели в воде. Садоводы пытаются спасти уникальные деревья – плавают по саду на лодке и нарезают черенки, чтобы сохранить бесценный генофонд. Казахстанские ученые бьют тревогу — спасать этот сад надо прямо сейчас.
В коллекционном питомнике, пишет Уральская Неделя, собран ценнейший, не имеющий аналогов в постсоветском пространстве, генофонд плодовых культур. Там более 200 сортов яблонь, 80 видов вегетативно-размножаемых клоновых подвоев яблони, свыше 200 сортов и гибридных форм винограда. Сейчас ученые прорабатывают действия по поддержке сада-питомника в Уральске. Они готовы приложить все усилия, чтобы те сортовые яблони, которые выживут в саду, продублировать в других садах – под Уральском, в соседних регионах. Но считают, что помочь спасать подтопленные деревья должны на государственном уровне.
Сам владелец сада, который расположен в дачном массиве «Самал 3», в пригороде Уральска, на берегу реки Чаган, откровенно говорит, что к такому масштабному и длительному половодью не был готов. Раньше Чаган тоже разливался, но вода в пик паводка стояла в саду по колено. Теперь воды в саду – выше человеческого роста, все деревья стоят в воде. По своему саду Кайрат Каримов с супругой перемещаются только на лодке. Дни напролет они готовят черенки яблонь — спасают ценнейшие сортовые плодовые деревья.
Селекционер объясняет, что яблони выдерживают подтопление от 2 до 3 недель, в зависимости от возраста, сорта, температуры воздуха на момент затопления и многих других факторов – были прецеденты в истории, когда сад выжил после месяца в воде.
Сад затопило 31 марта, и за две с половиной недели уровень воды потихоньку спал, к середине апреля вода даже отошла от дома и виноградника. И у владельцев сада появилась надежда, что беда миновала.
Но, к сожалению, сейчас начался подъем реки Урал, за несколько дней уровень воды в реке Чаган опять поднялся, и сад снова оказался в зоне затопления.