Министерство финансов в новом Налоговом кодексе, который вступит в силу в 2026 году, заложило повышение налоговой нагрузки. По упрощённой декларации устанавливается единая ставка 4% ИПН/КПН. Вместе с тем местные маслихаты получили мощный механизм влияния: они могут как удешевить налог до 2%, так и поднять до 6%
Уже больше сотни городских и районных маслихатов опустили ставку на 1–2 процентных пункта. Но важно понимать, что столь же единодушно позже они могут двинуть её и в противоположную сторону, до максимальных 6%. Интересно, что для снижения ставки по упрощёнке Маслихаты ссылаются на статью нового НК, хотя он ещё не введён в действие.
Какие побочные эффекты может вызвать гибкость новой налоговой системы и что всё это значит для бизнеса и региональных бюджетов – изучала редакция CMN.KZ.
Налоговая реформа: что делать со ставкой по упрощёнке
Маслихаты начали снижать ставку по специальному налоговому режиму для малого и среднего бизнеса с начала сентября текущего года. Именно в это время на портале «Открытые НПА» стали публиковать первые решения «О понижении размера ставки».
Для снижения ставки депутаты ссылаются на статью нового Налогового кодекса, который ещё не вступил в силу. То есть он ещё не действует, а работа по его статьям уже идёт полным ходом. С 2026 года 726 статья НК РК начнёт действовать сразу с дополняющими её решениями, подготовленными маслихатами заранее.
«Согласно новому Налоговому кодексу, маслихаты уже имеют право регулировать ставку СНР по упрощённой декларации. Сейчас они устанавливают размер ставки на следующий год и полностью уполномочены это делать, поскольку решения вступают в силу одновременно с самим Кодексом. Это позволяет бизнесу заранее знать, по каким ставкам ему предстоит работать», – так прокомментировал ситуацию адвокат по налоговым преступлениям Александр Каплан.

По данным партии AMANAT, ставку СНР уже снизили в 172 из 210 районов и городов страны (это 82%). Из них 114 территорий (66%) установили минимальные 2%, остальные – 3%. Ни один регион не повысил налоговую нагрузку, а в 13, включая три крупнейших города – Астану, Алматы и Шымкент все депутаты поддержали снижение.
Для стабилизации ситуации и поддержки бизнеса
Между тем, на Алматы приходится почти 18% всего малого бизнеса страны – более 200 тысяч предпринимателей. Маслихат принял предложение акима мегаполиса Дархана Сатыбалды и закрепил упрощённый налог в 3%. По мнению акимата, это позволит сохранить стабильные условия для малого и среднего бизнеса, снизить инфляционные риски и поддержать B2C-сегмент – магазины у дома, парикмахерские, мастерские и бытовые сервисы.
Более того, акимат убеждён, что это укрепит доверие предпринимателей, сохранит инвестиционный климат и стимулирует деловую активность в городе.

В разных районах Алматинской области ставка по СНР снижена до 2% или 3%: в Жамбылском, Илийском, Карасайском районах и в городе Қонаев она уменьшена с 4% до 2%. А в Енбекшиказахском, Талгарском и Уйгурском районах ставка снижена только до 3%.
Как сообщили в акимате Конаева в ответ на запрос редакции, сохранить в следующем году низкую ставку на основе упрощённой декларации попросил местный бизнес.
«На основании обращений предпринимателей и в поддержку малого и среднего бизнеса было решено оставить ставку специального налогового режима на уровне 2%. Конаев активно развивается и вместе с этим увеличивается число предпринимателей – на сегодня в городе зарегистрировано 6 980 действующих субъектов малого и среднего бизнеса», – отметили в акимате.
Эксперты и чиновники уверены: сохранение упрощёнки стимулирует рост МСБ.
На те же доводы опиралась и Национальная палата предпринимателей «Атамекен», когда на своём сайте призвала маслихаты принимать быстрые и чёткие решения о снижении ставок нового специального налогового режима (СНР) на основе упрощённой декларации до 1 декабря 2025 года.
«Это важно, чтобы дать бизнесу достаточно времени для планирования и подготовки к новым условиям с 2026 года, когда прежние СНР будут отменены», – подчеркнули в «Атамекене».

В партии AMANAT даже провели работу с маслихатами разных уровней, чтобы убедить их снизить ставку (или, по крайней мере, не повышать). Так как в условиях новой системы налогообложения малый и средний бизнес рискует столкнуться с дополнительной финансовой нагрузкой.
Бюджеты недосчитаются доходов
По факту получается, что Минфин в новом Налоговом кодексе рассчитывал увеличить доходы местных бюджетов за счёт МСБ, а те, кто управляет этими бюджетами, решили, что пока в этом нет необходимости.
Хотя во время обсуждений на сессиях маслихата, конечно же, поднимался вопрос денег: не пострадает ли бюджет города из-за снижения ставки? Например, в акимате Алматы даже подсчитали, что прямые потери могут достигнуть около 10 млрд тенге в год, но всё равно осознанно пошли на снижение.
«Изначально при разработке нового Налогового кодекса был повышен только НДС – налог, который поступает напрямую в республиканский бюджет. То есть эти средства предназначены для республики. Что касается упрощённого режима, в Кодекс сразу включили возможность регулировать ставку этого налога на уровне районов и городов от 2 до 6%, тогда как базовая ставка составляет 4%. Повышение или понижение ставки будет приниматься уже каждый год маслихатами отдельно для своего города или района. Сейчас, чтобы поддержать бизнес и избежать разных волнений, ставка была снижена. Повышение ставки коснулось бы около двух миллионов предпринимателей, поэтому в большинстве регионов ставка приведена к уровню прежнего упрощённого режима. Но в последующие годы она может постепенно увеличиваться», – пояснил эксперт по налоговой безопасности Дмитрий Казанцев.

Чтобы избежать лишнего напряжения и показать поддержку малому и микробизнесу, власти с начала года вводят целый пакет послаблений. Проверки и камеральный контроль временно отменят, иски о признании сделок или регистраций недействительными подавать не будут. Кроме того, предпринимателям спишут пени и штрафы – при условии, что основной долг будет погашен до 1 апреля 2026 года. А тех, кто превысил лимит по НДС, освободят от санкций.
Читайте также:

