С подачи депутатов в стране разгорелись споры, связанные с казахской культурой и обычаями. Парламентарии обвинили производителей контента в пропаганде насилия и призвали МВД и Минкультуры ввести карательные меры. Корреспондент CMN.KZ разбиралась, как юридические коллизии могут затронуть народный фольклор и где проходит грань между художественным образом и нарушением закона
В середине октября в мажилисе вновь обсуждали тему профилактики правонарушений и морального состояния казахстанского общества. У парламентариев появились вопросы к отечественному кино и телепрограммам, которые, по их мнению, противоречат государственной политике и нормам морали.
К примеру, депутат Мурат Абенов раскритиковал сериалы, где есть сцены, которые, по его мнению, романтизируют насилие. В частности, его возмутила демонстрация обряда алып қашу:
«По теме похищения девушек мы тоже обсуждали и внесли изменения в закон. Но, несмотря на это, я до сих пор вижу в СМИ непонятные вещи. На нацканале пропагандируют кражу невест – там идёт сериал и в нём говорят: «если не согласишься, то украду», «ничего страшного, и меня похищали, нормально ходим же». Получается, что одни оправдывают это явление, а другие выступают против. Это ведь противоречит государственной политике», – заявил Абенов.


Тем временем, глава МВД Ержан Саденов поддержал мнение депутатов и сообщил, что теперь контент с признаками пропаганды насилия будут отслеживать и блокировать в рамках нового законодательства:
«Министерство культуры, если выходит фильм или сериал с подобными сценами, будет передавать нам материалы для экспертизы. Мы оцениваем контент: это правильная пропаганда или неправильная, и даём заключение. Конечно, остаются недостатки: отдельные фильмы всё же проходят. Поэтому даже после принятия закона нужно будет его дорабатывать и усиливать работу в этой сфере».
Цензуры не допустим, но следить будем
Предложения депутатов о том, чтобы контролировать казахстанский контент и творчество сразу же вызвали у общества множество вопросов. Но вице-министр культуры и информации Канат Искаков заверил, что никто не планирует ограничивать граждан и напомнил, что в стране действует запрет на цензуру:
«Если речь идёт о наших отечественных сериалах, мы будем принимать меры. Если это иностранный контент, мы просто не допустим его в эфир. Мы заранее работаем с экспертами, чтобы не допустить противоречий с государственной политикой», – объяснил он.

В то же время Искаков подчеркнул, что важно различать пропаганду и художественный замысел. Чиновник добавил, что экспертизу проводят не правоохранительные органы, а внутренняя творческая комиссия:
«Если в произведении будут сомнительные моменты, мы обратимся к режиссёру с предложением внести корректировки – без изменения всего сюжета. Но наказывать или судить никого не будем».
В новом законопроекте, по словам вице-министра, предусмотрены поправки в Административный кодекс, вводящие ответственность за распространение «оскорбительного и непристойного контента».
Стоит отметить, что среди выступавших звучали и более жёсткая критика. К примеру, депутат Кудайберген Бексултанов заявил, что в современных казахстанских фильмах и сериалах слишком много ругани и агрессии:
«Президент в своём послании выразил обеспокоенность моральным состоянием нашего общества. Мы говорим о профилактике, но она должна быть не постфактум, а предупреждающей. Посмотрите, что смотрит молодёжь – «Саке», «Паке», «Қара-қара». Там через слово брань. Это катастрофа! Мы должны формировать нравственные ориентиры, а не приучать детей к агрессии».

Не запрещать, а правильно интерпретировать
Однако не все парламентарии согласились с необходимостью ограничений. Акын и депутат Ринат Зайыт предупредил, что чрезмерный контроль может привести к потере культурного наследия и исказить восприятие народного творчества.
«Тут пошли разговоры, которые я не понимаю. Есть такое понятие, как «художественное произведение». Да, я согласен, что нецензурные выражения нельзя говорить. Но завтра мы не придём ли к тому, что мы теперь будем судить всех моих ровесников, которые пели про то, как за одну ночь похищали восемь девушек? Как бы нам завтра не лишиться всего фольклора», – сказал депутат.
Он привёл пример известной казахской песни, в которой поётся: «Если любишь меня по-настоящему, моя дорогая, завтра вечером будь готова сбежать», отметив, что подобные тексты нельзя трактовать буквально, а нужно понимать их в контексте эпохи.
С его мнением согласна и культуролог, докторант КазНУ имени аль-Фараби Толкын Кайранбай. В разговоре с корреспондентом CMN.KZ она подчеркнула, что важно не стирать традиции, а научиться их правильно интерпретировать:
«В традиционном казахском обществе сюжет о похищении невесты имел разные оттенки: иногда это было согласованное действие между влюблёнными, но нередко – форма принуждения, осуждаемая старейшинами. Сегодня нельзя просто запрещать упоминания об этом в песнях или фильмах – важно объяснять контекст и осуждать насилие».

Она отмечает, что чрезмерное регулирование искусства может привести к потере нематериального культурного наследия.
«Полный запрет – неправилен. Вместо этого нужно делать акцент на просвещении. Народные песни, айтысы, эпосы – это зеркало своего времени. Мы должны их сохранять, но сопровождать современными комментариями, чтобы молодёжь понимала, что ценности меняются», – объясняет Кайранбай.
Культуролог также отметила, грань между искусством и пропагандой проходит там, где художественный образ перестаёт быть анализом и превращается в оправдание.
Если песня или фильм объясняет, почему это было ошибкой, – это культура. Если романтизирует насилие – это уже нарушение этики.
По мнению эксперта, если и проводить экспертизу художественных произведений, то этим должны заниматься культурологи, юристы, художники и социологи.
«Только совместная оценка может обеспечить баланс между культурной самобытностью и современными правовыми принципами. Государство может защищать наследие, не вмешиваясь в творчество – достаточно поддерживать исследователей и обеспечивать открытое обсуждение».
Мы уже проходили через цензуру, нельзя решать за зрителя
Этнограф Гизат Табулдин в разговоре с корреспондентом CMN.KZ отметил, что традиции нельзя рассматривать вне исторического и социального контекста – особенно если речь идёт о кочевом обществе, где уклад жизни был тесно связан с природой и ресурсами.
Он подчёркивает, что фольклорные песни, где встречаются мотивы насилия или похищения, – это не прямое отражение реальности, а поэтический язык эпохи.
«Каждое время рождает свои формы выражения. Народные песни передают дух своего столетия, но не всегда описывают реальные действия. Сегодня важно не вычёркивать их из культуры, а объяснять их смысл и контекст», – отмечает Табулдин.

По мнению этнографа, чрезмерное вмешательство государства в художественную сферу может привести к новой форме цензуры.
«Мы уже проходили через цензуру. Не нужно решать за зрителя, что ему смотреть или слушать. Культура должна развиваться в естественной конкурентной среде, где выбор делает общество, а не чиновники», – говорит Табулдин.
Дискуссия в мажилисе показала, насколько тонка грань между защитой нравственных норм и попыткой ограничить творческую свободу. Пока одни требуют «жёстко фильтровать» контент, другие напоминают, что запрет песен и сюжетов может привести к утрате и общей отмены культуры.
И здесь возникает вопрос: помогут ли такие запреты в борьбе с насилием или это всё же больше смахивает на оправдание тех, кто себе такое позволяет? А может кто-то просто нашёл «причину», чтобы создать некий «фильтр» в медиа?
Читайте также:

