В прошлом налоговик и замакима Карагандинской области, а также владелец строительной и агрокомпаний, Барлыкжан Нукенов стал банкротом. В августе 2024 года департамент госдоходов Алматы назначил ему банкротного управляющего, а имущество решили выставить на аукцион. Отдел расследований CMN.KZ выяснил, откуда появились долги у бывшего налоговика и зятя экс-депутата
На торгах 8 октября появился интересный лот. К продаже предлагается 100% доли в ТОО «Karmatura Steel». Компания ранее занималась строительными работами, требующими специальной квалификации. При этом никаких лицензий у предприятия не было, а последние налоговые отчисления закончились вообще в 2016 году. Они составили всего 42 140 тенге.

Согласно предоставленным документам, оценочная стоимость предприятия составляет всего 161 800 тенге – прописанный в уставе капитал. Но продать компанию хотят по цене ещё ниже – 121 350 тенге. Решение о реализации имущества банкрота приняли в августе 2025 года, а инвентаризацию провели ещё в конце зимы. Только на балансе организации ничего нет. То есть, по всем показателям достаточно проблемное приобретение.
А вот владельцем числится некий Барлыкжан Нукенов. В прошлом он достаточно известная личность – бывший чиновник налоговых органов и государственный деятель.

Из налоговиков в строители: как мечта об европейском городке разбилась о суровую реальность
Будущий банкрот родился в 1960 году в Карагандинской области, и именно с этим регионам была связана его карьера в госсекторе. Целых семь лет, с 1990 по 1997, Барлыкжан Нукенов занимал пост начальника налоговой инспекций Карагандинской области. А после начал работать в акимате. Там Нукенов занимая пост заместителя акима Карагандинской области два года, курируя областные правоохранительные органы.
Дальше его карьера ушла в частный сектор. Барлыкжан Нукенов занял должность исполнительного директора Казкоммерцбанка, заодно создавая свою бизнес-империю. Через стройкомпанию «ТАМ Курылыс» выходец из Карагандинского региона начал возводить знаменитый коттеджный городок «Жана КУАТ» близ Алматы.


Только вместо сказки, покупатели получили целую кучу проблем. Как писало издание 365info, генплан жилого массива не утвердили. То есть, никакой конной полиции, торгового центра, парка и велосипедных дорожек. Да, и срок действия разрешительных документов давно истек, госэкспертиза отсутствовала, как и газоснабжения. При этом сам комплекс всё равно ввели в эксплуатацию. Обо всех проблемах в своём ответе на депзапрос Светланы Романовской рассказал в 2012 году тогда ещё премьер-министр Карим Масимов.

По удивительному стечению обстоятельств, купить дом с землёй в элитном городке можно только у «Казкоммерцбанка». Такой пункт был прописан в договорах. При этом ипотеку выдавали в долларах, а вот застройщику деньги переводили в тенге. Будущие девальвации только ухудшили ситуацию с элитным коттеджным городком.
Как потом выяснилось, ТОО использовало землю дважды: продало казахстанцам и заложило банку. Как итог, долгое время покупатели не могли получить документы. Проблемы были и с инженерными сетями, а также коммунальными платежами.


Семейные связи
Согласно открытым источникам, Барлыкжан Нукенов женат на Зинат Шаекиной. В браке у них родилось двое детей. Один из которых (Темуджин Нукенов) сейчас управляет бывшим крупным активом отца – ТОО «Складская логистика». Компания занимается арендой и эксплуатацией недвижимости в Караганде. На её балансе было:
- здание склада №8 (литер А) общая площадь – 4125,6 м2,
- здание КПП (литер Б) общая площадь – 14,7 м2,
- здание бытового обслуживания сборно-разборных конструкций (литер
В) общая площадь – 860,4 м2, - земельный участок в 1,0092 га на праве временного возмездного землепользования.
Родной брат Барлыкжана Нукенова – Сапаргали Нукенов был замакима Алматы по госимуществу при Заманбеке Нуркадилове. В 2021 году ему посвятили статью в Аргументах и фактах о строительстве «Многопрофильного агропромышленного безотходного предприятия» замкнутого цикла. Он планировал создать фермерский посёлок, который в будущем мог бы «продавать также излишки электроэнергии, получать биотопливо для механизмов и личного автотранспорта». А выращенные деревья пошли бы на деревообрабатывающий и мебельный цеха.
Дочь Сапаргали Нукенова, Аида Мажибаева, приходится супругой акционеру RG Brands Кайрату Мажибаеву (№29 в списке Forbes на октябрь 2025 года).
Интересны и родственники жены Барлыкжана Нукенова. Его шурином оказался выходец из Карагандинской области и экс-депутат мажилиса II и III-созывов, а также генеральный директор ТОО «Управляющая компания РОСТ» Рауан Шаекин. Второй шурин, Руслан Шаекин, за годы независимости построил бизнес в ресторанной и гостиничной сфере. Ему также принадлежат торговые центры. Кроме того, Руслан Шаекин в 2014 году через Apex Way приобрёл завод «Карагандинских конфет».
Его бизнес-партнёрами выступали Тимур Турлов, представитель Kusto Group Оразхан Карсыбеков, экс-директор Black Star Burger в Казахстане Вячеслав Дюпин, ресторатор Юрий Левитас и российское ООО «ГК СПА».

Как бывший ТОП-менеджер разводил коров, лошадей и овец с малайзийской компанией
Барлыкжан Нукенов был совладельцем казахстанско-малайзийского предприятия AGROSTAN. Компания специализировалась на разведении КРС, лошадей и овец для последующей продажи мяса и молока. В 2014 году они приобрели 65% контрольного пакета АО «Племенной завод «Мерке». Откормочный цех предприятие построило в 2015 году по канадскому технологическому образцу за 740 млн тенге.

Для строительства откормочной площадки ТОО «AGROSTAN FEEDLOT» подписало с АО «КазАгроФинанс» договор финансового лизинга на 856 224 144,00 тенге. В лизинг они хотели взять то самое имущество ТОО «Складская логистика», о котором мы писали выше. Гарантами также выступили ТОО «AGROSTAN» и АО «Племенной завод
«Мерке».
Когда госкомпания не получила назад свои вложения, она пошла в суд. Ответчикам присудили выплатить основной долг – 597 512 255 тенге, вознаграждение – 166 407 415,92 тенге, неустойка – 11 449 777,32 тенге. Решение вступило в законную силу в декабре 2024 года.

Возможно именно поэтому официальный сайт предприятия ТОО «AGROSTAN» не открывается. Что уж говорить про налоговые отчисления. С 2020 года они не впечатляют большими цифрами.

Как стать банкротом при долге в 23 млрд тенге?
Отметим, что у истории с Казкоммерцбанком, Барлыкжаном Нукеновым и «ТАМ Курылыс» было продолжение. Одно из связанных с бывшим замакима предприятий взяло у банка крупный кредит. Они должны были выплатить 17,9 млрд тенге до ноября 2026 года, но не сделали этого. Летом 2015 года долг перешёл «БТА Банку», а в 2017 году – государству в лице Фонда проблемных кредитов.
Чтобы взыскать сумму, представителям подведомственной Минфину организации пришлось идти в суд. В декабре 2020 года он решил, что Нукенов и связанные компании должны выплатить солидарно 23,3 млрд тенге и 140,1 млн тенге госпошлины.

Имея столь внушительные долги, в 2024 году бывший ТОП-менеджер Казкоммерцбанка попытался получить статус банкрота. Барлыкжан Нукенов заявлял в суде, что неплатежеспособен, поэтому «у него отсутствует объективная возможность
удовлетворить требования кредитора». Только в Фонде проблемных кредитов считали иначе. 20 сентября 2024 года Медеуский районный суд города Алматы отказал Нукенову.

Мужчину это не остановило. Его всё-таки объявили банкротом, но уже в марте 2025 года. Сделал это Бостандыкский районный суд Алматы. Помимо снятия всех ограничений и обременения на имущество, Нукенов пришлось передать все деньги банкротному управляющему. Ему также запретили выезд за пределы Казахстана.

Вот так бывший замакима и зять экс-депутата мажилиса оказался больше не должен государству столь внушительную сумму в 22,9 млрд тенге. Кто из компаний их вернёт, или они так и останутся висеть в воздухе, неизвестно.