Прогулка во дворе собственного дома едва не закончилась смертью для семилетней Ямур из Астаны, когда на неё упали футбольные ворота. В сентябре девочка должна была пойти в первый класс, но вместо этого пережила сложнейшие операции и три дня комы, а затем заново училась дышать после пяти суток на ИВЛ. Подробности истории – в материале корреспондента CMN.KZ
Жизнь семьи на до и после разделил вечер 26 июля 2025 года, когда старшая дочка Ямур отправилась во двор их ЖК Шыгыс.


Нас предупредили – сердце может не выдержать
Вместе с подругами девочка пришла на футбольном поле. Одна из них решила повисеть на воротах, как на турнике.
«Дочка лишь успела сказать, что так нельзя делать, как в тот же момент на неё упали эти ворота. Ямур потеряла сознание. Скорая ехала минут 50, потом дорога до больницы. Она показалась вечностью. Мы потеряли два часа. Состояние дочери врачи сразу оценили как тяжёлое. В машине скорой её два раза вырвало кровью», – вспоминает мать девочки Акпейил Каратаева.

Удар пришёлся по голове девочки. Врачи диагностировали у Ямур масштабное кровоизлияние мозга. Её подключили к аппарату искусственного дыхания и перевели в реанимацию.
«У дочки не было проблем с сердцем, но тогда резко упал пульс. Врачи ждали около четырёх часов, чтобы сердцебиение и давление пришло в норму. Потом забрали на операцию, но нас сразу предупредили, что очень большой риск смерти. Они так и сказали – сердце может остановиться в любой момент», – рассказывает женщина.
Девочке провели параллельно две операции, которые длились 3,5 часа. Ей выводили кровь из мозга и удалили затылочную кость. После этого Ямур была в коме три дня. И только на пятый день смогла дышать самостоятельно без аппарата ИВЛ.


Первые две недели врачи запрещали Ямур двигаться, а особенно – поднимать голову. Питание поступало медикаментозно и через зонд. Лишь на третью неделю разрешили кормить девочку через специальную трубку. На момент публикации Ямур находится в больнице уже 27 дней. Сейчас ей уже можно есть лёгкую пищу.
Последствия травмы и длительное восстановление
По словам матери, сейчас состояние Ямур врачи оценивают как относительно удовлетворительное. Девочка всё хорошо помнит, но есть дефекты речи и нарушения координации.
«Когда она только заговорила в реанимации, у нас спросили шепелявила ли она. Мы сказали, что нет. Нас предупредили, что последствия такой серьёзной травмы могут проявиться по-разному. Сейчас мы уже встаём, потихоньку ходим. Но есть нарушения координации. Предстоит длительная реабилитация, проверка работы мозга, усидчивости, восприятия. Надо понимать, что делать, чтобы дочка вернулась к нормальной жизни», – объяснила Акпейил Каратаева.
Родителей Ямур также предупредили, что у ребёнка, возможно, будет инвалидность и дальнейшем, скорее всего, потребуется ещё одна операция.
А вот о сроках полного восстановления здоровья ребёнка медики точного ответа дать не могут. Матери объяснили, что всё зависит от организма. Может быть и так, что реабилитацию придётся проходить в течение нескольких лет.


Ямур Бакытжанова/ фото из архива Акпейил Каратаевой
По словам родителей, помимо проблем с физическим здоровьем, происшествие сказалось и на психическом состояние девочки. Акпейил Каратаева рассказала, что как только её дочь пришла в сознание, начала спрашивать про младшую сестрёнку:
«У меня трое детей. Они обычно вместе гуляют и играют на площадке. Но в тот день Ямур была только с подругами. Когда она очнулась после комы, стала плакать и спрашивать, где младшая сестра. Ямур подумала, что она была рядом с ней и погибла, когда упали ворота. Она повторяла, что хотела вытащить сестрёнку, но её придавило. Она долго не верила, что младшая жива. Успокоилась лишь когда сделали видеозвонок домой и показали младшую».
В больнице Ямур обрили голову наголо. По словам матери, раньше девочка нередко выступала в качестве модели для разных детских магазинов, очень любила наряжаться и не разрешала даже подравнивать кончики волос. Сейчас она очень переживает из-за этого и стесняется показываться даже родственникам, просит родителей купить красивый парик.

Ямур Бакытжанова до и после травмы/ фото из архива Акпейил Каратаевой
Вопрос со школой, по словам мамы девочки, тоже пока не стоит. Медики не рекомендуют Ямур ходить в школу, учитывая её физическое состояние.
«Мы поговорили с врачами и решили, что будем пока обучаться на дому. Они дадут справку, из школы будет приходить учитель. Как мне объяснили, это должно быть бесплатно. Я не хочу, чтобы дочь отставала. Если отдам её в следующем году, она будет учиться с детьми младше, возможно ей будет не интересно и сложно. Да и столько времени что она будет делать дома? Мы не сможем её сейчас отдать на какие-то кружки вроде плавания, танцев и так далее», – переживает женщина.
Почему ворота упали и кто в этом виноват?
В Департаменте полиции Астаны сообщили, что сейчас проводят необходимые следственные действия:
«По факту падения металлических футбольных ворот, в результате которого девочка получила травму, возбудили уголовное дело за некачественное выполнение работ, повлекшее причинение вреда здоровью».
Однако мать Ямур рассказала корреспонденту CMN.KZ что несмотря на то, что прошёл почти месяц, в полиции до сих не установили виновных.
«В ОСИ нам сказали, что не знают пока кому именно принадлежит футбольное поле во дворе – акимату или застройщику. Мы в больнице уже 27 дней. За это время так и не получили ответ на этот вопрос. Как дальше вообще двигаться по этому делу, если мы до сих пор не знаем, кто должен был отвечать за эти ворота?», – говорит Акпейил Каратаева.
Оказалось, что из акимата к девочке в больницу приходили уже дважды. Но о том, принадлежит ли поле им, не ответили.
«Заместитель акима района узнала, что мы не можем пойти в школу и сказала, что максимально поможет, чтобы Ямур обучалась на дому. Она также сказала, что в реабилитацией нам помогут. Я так поняла, возможно, у меня будет выбор, где дочь будет проходить восстановление», – рассказала мать Ямур.
Акпейил Каратаева также уверена, что дочери и ей самой будет нужна помощь психолога. Она отметила, что не просила помощи в этом у акимата, и с их стороны подобного предложения не было.


Тем временем, пока один родитель находится рядом с ребёнком, второму приходится ухаживать за двумя младшими детьми, которым четыре и 1,5 года. Поэтому глава семьи временно не работает, потому что младшую дочь нужно водить в детский сад, следить за сыном, готовить еду и убираться.
Стоит также отметить, что несмотря на то, что лечение Ямур проходит бесплатно, семья оплачивает место в больнице для матери.
Место стоит пять тысяч тенге в сутки. Помимо этого, Каратаева тратит от 3 до 5 тысяч тенге на еду. Таким образом, за 27 дней семья потратила около 270 000 тысяч тенге. По словам матери, были ещё незначительные расходы в размере 15-20 тысяч на некоторые недостающие лекарства.
Кроме того, семья наняла адвоката, чтобы наказать виновных. За услуги юриста они заплатили около миллиона тенге.
«Хорошо, что у нас были сбережения. Сейчас мы живём на эти средства. Нам также помогают родственники и друзья. Но нам надо поскорее восстанавливать своё финансовое положение, потому что дальше нужно на что-то жить. У нас как у всех есть кредиты, ипотека и прочее. Я рассказываю обо всем в соцсетях, потому что моего ребёнка лишили здоровья. Я не хочу казаться жалкой, но и молчать не буду», – пояснила Каратаева.
При этом женщина рассказывает, что в комментариях под её публикациями казахстанцы делятся похожими случаями. Это уже далеко не первый случай, когда дети на площадках получают серьёзные травмы или даже погибают.
В конце июля 2025 года похожий инцидент случился в Павлодарской области, где футбольные ворота также придавили пятилетнего мальчика. Врачи диагностировали у него черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга.
В феврале 2025 года от падения футбольных ворот на одном из стадионов Астаны погиб мужчина.