Когда речь заходит о глобальных цифровых гигантах – Microsoft, Nintendo, Sony – Казахстан по прежнему остаётся страной с ограниченным доступом. Ни подписки Xbox Game Pass, ни корректно работающего PlayStation Network и Nintendo eShop. Редакция CMN.KZ направила запросы в три профильных министерства – цифрового развития, культуры и торговли – чтобы понять, в чём причина этого цифрового отчуждения
Минцифры: у нас есть хабы и письма в Японию
Ответ Министерства цифрового развития внушителен и наполнен крутыми IT терминами – перечень инициатив, хабов и международных партнёрств занимает не одну страницу. Astana Hub, Presight.AI, Microsoft, NVIDIA, Draper University, Google for Startups. Казахстан, как утверждает Минцифры, последовательно превращается в «цифровой хаб Центральной Азии».

«Astana Hub напрямую взаимодействует с рядом глобальных компаний, включая Microsoft, Google и NVIDIA, по вопросам потенциального размещения сервисных и R&D-центров, а также по образовательным и акселерационным программам».
Вот только в этом списке не оказалось ответа на вопрос: почему обычный пользователь в Казахстане не может оформить подписку в сетевых сервисах или же приобрести самый обычный лицензионный Microsoft Office без третьих рук? Почему сервисы Google в стране выглядят урезанно, а PlayStation Network (PSN) по-прежнему заблокирован для местных банковских карт?

На наш запрос о PSN Минцифры ответило:
«Министерство совместно с Посольством РК в Японии неоднократно направляло официальные письма в адрес Sony Interactive Entertainment, но ответа не получено».
Да, казахстанские стартапы участвуют в международных программах. Но среднестатистический пользователь по-прежнему ощущает себя лишённым. И дипломатическая переписка, увы, не заменяет полноценный доступ к цифровым сервисам.
Профессиональный геймер Даулет рассказал нашей редакции, с чем ему лично пришлось столкнуться:
«Ещё в 2020 году я купил Cyberpunk 2077 – это такая игра про будущее. Брал на PlayStation 4. Недавно вышло крутое дополнение, отличный повод перепройти и освежить воспоминания. У меня как раз появилась новенькая PlayStation 5 – и каково было моё возмущение, когда я узнал, что почти невозможно перенести игру на свежую консоль, потому что я якобы нахожусь в России. Чувство отрешённости от всего мира реально достало. Уже 2025 год, а мне приходится звонить и упрашивать друга из Чехии, чтобы он помог оплатить аккаунт».
Вот она, реальность за пределами стратегий и пресс-релизов: игры про будущее здесь запускаются по технологиям прошлого.
Минкультуры: Видеоигры как культурная дипломатия
Неожиданно приятным исключением стал ответ Министерства культуры. Он оказался не только актуальным, но достаточно молодёжно-ориентированным:
«Видеоигры обладают значительным потенциалом как инструмент культурной дипломатии и продвижения казахстанской культуры. Современная игровая индустрия находится в постоянном поиске уникальных культурных контекстов».
В министерстве приводят в пример такие проекты, как Ghost of Tsushima, The Witcher – игры, которые сделали самобытную культуру стран узнаваемой во всём мире. Казахстан тоже имеет, что предложить: богатое кочевое наследие, эпосы, пейзажи, исторические повороты, которые до сих пор не стали основой для глобальных проектов.

«Казахстан может предложить эпические повествования, разнообразие природных ландшафтов, а также малоизвестные, но яркие исторические события, что делает наш культурный контент конкурентоспособным на глобальном рынке».
Всё это звучит как приглашение – к разработке, к интеграции, к сотрудничеству. Жаль только, что при всей этой открытости пока не прослеживается реальных механизмов поддержки гейм-девелопмента, это всё подтверждают нашей редакции и сами разработчики.
Потенциал есть, но без конкретных инструментов он останется на бумаге.
Минторговли: Это не к нам
И, наконец, самый печальный ответ – от Министерства торговли и интеграции. Там просто переадресовали запрос в Минцифры, не объяснив, почему экономический и торговый контекст им якобы не актуален. А ведь вопросы были прямыми:
- Проводился ли анализ экономического и имиджевого ущерба от отсутствия глобальных IT-сервисов в РК?
- Какие барьеры мешают запуску IT сервисов в Казахстане?
Ответа нет. Ни экономических расчётов о потере денежных средств от изоляции, ни стратегической оценки. Просто – не к ним.
В этом и заключается суть нашей цифровой проблемы: министерства хвалят стартапы и хабы, но игнорируют реальность потребителя. Глобальные корпорации не видят смысла заходить в страну, где государственные органы не могут (или не хотят) коллективно сформировать привлекательные условия. Когда запрос об инвестиционном потенциале уходит в пустоту – это не просто бюрократия, а уже диагноз.
Вывод
Astana Hub может запускать хоть тысячу проектов «Будущего». Но если Microsoft и Nintendo не видит рынок, а Sony игнорирует дипломатические письма, значит, дело не в технологиях, а в доверии. И в том, как государство формирует цифровую среду: не через презентации, а через реальные, фактические, настоящие условия!
Пока Казахстан не осознает, что цифровая независимость начинается с доступа к базовым сервисам, а не с красивых отчётов, Google будет навязчиво заменён российским аналогом, а PSN, Xbox Game Pass и Nintendo eShop будут покупать с помощью посредников, вкладывая деньги в другие страны.
Читайте также:
- «Нет никакой поддержки»: что происходит с казахстанским рынком компьютерных игр?
- Перестают анализировать: как ИИ влияет на развитие школьников в Казахстане?
- Наследие EXPO: для кого создают Центр искусственного интеллекта в сфере Нур Алем?
- Цифровая песочница Казахстана: почему криптозащиту приходится сертифицировать
- Восстание машин или ошибка человека: чем опасен искусственный интеллект