Показатели переработки твердых бытовых отходов в стране упали на несколько пунктов. В 2022 году этот показатель составил 25,4%, а в 2023 — уже 23,9%. Причина не в динамике показателей, а в ошибке расчётов, сообщает CMN.kz со ссылкой на EnergyProm
Аналитики выяснили, что до прошлого года в Астане неверно указывали долю переработанных отходов: 75,2%. В Минэкологии заявили, что этот показатель относился не к переработанным, а к отсортированным отходам. И реальный процент переработки ТБО в столице равен всего 17,1%.
}}«Именно ошибочные данные Астаны до 2023 года влияли на общереспубликанский показатель и представляли его более высоким, чем он был в действительности. Корректировка данных за 2021-2022 годы в отчётах Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК не представлена. Не исключено, что тогда показатели были ниже».
Когда общереспубликанский показатель пересчитали с учетом новых вводных, стало ясно, что запланированных 27% к концу периода страна не достигнет. По итогу доля переработки уменьшилась, а не выросла.
Сократились и объемы. В 2023 году в Казахстане собрали 4,1 млн тонн твердых отходов и это на 4,7% меньше, чем в 2022 году.
При этом, чтобы страна перешла к “зеленой” экономике до 2030 года, как это планировалось, нужно перерабатывать не менее 40% коммунальных отходов.
«Будет ли достигнут этот показатель, пока неизвестно, ведь за последние годы в стране накопилось множество проблем на каждой ступени системы управления отходами. Начнём с того, что лишь четыре из пяти казахстанцев имеют возможность выбрасывать мусор в специальные контейнеры, которые опустошают и вывозят коммунальные службы. По данным МЭПР РК, 19% казахстанцев вовсе не имеют доступа к услугам по сбору и вывозу ТБО. У сельчан, отапливающих свои дома углём, ещё одна сложность — им некуда сдавать золу».

Проблема номер два
Вторым отягчающим фактором является медленное развитие инфраструктуры.
Министр экологии и природных ресурсов РК на брифинге в СЦК в феврале подчеркнул, что “в настоящее время в стране не хватает 82 тыс. контейнеров”. А коммунальным предприятиям не хватает техники для вывоза отходов.
«И главное: в стране лишь небольшая часть мусорных полигонов построена по современным стандартам экологической безопасности. Из 3 тыс. полигонов только 20,6% соответствуют санитарным нормам. Остальные или переполнены, или не узаконены, или используют устаревшие методы уплотнения мусора».
Все это порождает стихийные свалки. Учитывая то, что захоронение строительных отходов на общих полигонах запрещено.
}}Причина такой ситуации не только в “низкой”, по мнению чиновников, экологической культуре, но и в отсутствие условий регулярной не слишком дорогой сдачи отходов коммунальной компании для граждан.
Чиновники подняли штрафы за складирование мусора в неотведенных местах, потому как оказалось «заплатить штраф дешевле, чем сдать мусор на полигон».
«Статистика показывает, что количество появляющихся незаконных свалок в стране ежегодно исчисляется тысячами. В прошлом году таковых обнаружили 5,5 тыс. Из них ликвидировано 86%. Судя по тому, что их число всё равно остаётся высоким, выяснение причин образования несанкционированных свалок не является ключевой задачей. Власти рапортуют только о ликвидации свалок по факту обнаружения».
Для систематизации проблем акиматы еще до ноября прошлого года должны были разработать и утвердить свои индивидуальные программы управления отходами. Но 75% акиматов не приступили к работе и к концу 2023 года.
Глава профильного ведомства предложил продлить сроки до июля 2024 года. Акиматы обязаны выделить и оформить земельные участки под полигоны а также подвести необходимую инфраструктуру и провести работу по привлечению инвесторов “в рамках государственно-частного партнёрства”. Это нужно для строительства сортировочных линий и мусороперерабатывающих заводов.

Низкий уровень сбора
Сложности существуют и на этапе переработки. Раздельный сбор твердых отходов в стране на низком уровне и их сортировка проводится вручную. Переработке подлежит небольшая часть мусора их отобранной.
«Бизнесу на этапе сортировочных линий интересно изымать только то вторсырьё, которое возможно переработать или продать. Как правило, это бутылки ПЭТ и другие полиэтиленовые изделия, макулатура, бытовая и компьютерная техника, шины».

Национальный банк данных о состоянии окружающей среды при Минэкологии публикует интерактивную карту пунктов приема вторсырья. Исходя из нее можно судить об интересе предпринимателей к рынку.
Например на начало марта текущего года:
- пункты приёма пластмассы и макулатуры есть в каждом регионе и мегаполисе;
- прием бытовой техники осуществляют только в 13 из 20 регионов страны;
- древесину принимают в трёх регионах;
- отработанные фильтры можно сдать только в Актюбинской области;
- фандоматы (прием тары) пока установлены только в Астане.
«Согласно данным МЭПР РК, в 2024–2026 годах бюджет готов выделить 200 млрд тенге на финансирование проектов запуска новых заводов по утилизации и переработке отходов с учётом передового европейского опыта. В предварительный пул вошли 11 проектов на сумму 60 млрд тг».
Государство готово дать эту сумму взаймы под 3%. Но вопрос, будет ли спрос полуторагодового отсутствия государственного субсидирования? За это время без госсубсидий обанкротились более 100 частных компаний по переработке и сбору мусора.
Читайте также:
Подписывайтесь на официальный Telegram-канал CMN.KZ