Показатели переработки твердых бытовых отходов в стране упали на несколько пунктов. В 2022 году этот показатель составил 25,4%, а в 2023 — уже 23,9%. Причина не в динамике показателей, а в ошибке расчётов, сообщает CMN.kz со ссылкой на EnergyProm
Аналитики выяснили, что до прошлого года в Астане неверно указывали долю переработанных отходов: 75,2%. В Минэкологии заявили, что этот показатель относился не к переработанным, а к отсортированным отходам. И реальный процент переработки ТБО в столице равен всего 17,1%.
«Именно ошибочные данные Астаны до 2023 года влияли на общереспубликанский показатель и представляли его более высоким, чем он был в действительности. Корректировка данных за 2021-2022 годы в отчётах Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК не представлена. Не исключено, что тогда показатели были ниже».
Когда общереспубликанский показатель пересчитали с учетом новых вводных, стало ясно, что запланированных 27% к концу периода страна не достигнет. По итогу доля переработки уменьшилась, а не выросла.
Сократились и объемы. В 2023 году в Казахстане собрали 4,1 млн тонн твердых отходов и это на 4,7% меньше, чем в 2022 году.
При этом, чтобы страна перешла к “зеленой” экономике до 2030 года, как это планировалось, нужно перерабатывать не менее 40% коммунальных отходов.
«Будет ли достигнут этот показатель, пока неизвестно, ведь за последние годы в стране накопилось множество проблем на каждой ступени системы управления отходами. Начнём с того, что лишь четыре из пяти казахстанцев имеют возможность выбрасывать мусор в специальные контейнеры, которые опустошают и вывозят коммунальные службы. По данным МЭПР РК, 19% казахстанцев вовсе не имеют доступа к услугам по сбору и вывозу ТБО. У сельчан, отапливающих свои дома углём, ещё одна сложность — им некуда сдавать золу».
Проблема номер два
Вторым отягчающим фактором является медленное развитие инфраструктуры.
Министр экологии и природных ресурсов РК на брифинге в СЦК в феврале подчеркнул, что “в настоящее время в стране не хватает 82 тыс. контейнеров”. А коммунальным предприятиям не хватает техники для вывоза отходов.
«И главное: в стране лишь небольшая часть мусорных полигонов построена по современным стандартам экологической безопасности. Из 3 тыс. полигонов только 20,6% соответствуют санитарным нормам. Остальные или переполнены, или не узаконены, или используют устаревшие методы уплотнения мусора».
Все это порождает стихийные свалки. Учитывая то, что захоронение строительных отходов на общих полигонах запрещено.
Причина такой ситуации не только в “низкой”, по мнению чиновников, экологической культуре, но и в отсутствие условий регулярной не слишком дорогой сдачи отходов коммунальной компании для граждан.
Чиновники подняли штрафы за складирование мусора в неотведенных местах, потому как оказалось «заплатить штраф дешевле, чем сдать мусор на полигон».
«Статистика показывает, что количество появляющихся незаконных свалок в стране ежегодно исчисляется тысячами. В прошлом году таковых обнаружили 5,5 тыс. Из них ликвидировано 86%. Судя по тому, что их число всё равно остаётся высоким, выяснение причин образования несанкционированных свалок не является ключевой задачей. Власти рапортуют только о ликвидации свалок по факту обнаружения».
Для систематизации проблем акиматы еще до ноября прошлого года должны были разработать и утвердить свои индивидуальные программы управления отходами. Но 75% акиматов не приступили к работе и к концу 2023 года.
Глава профильного ведомства предложил продлить сроки до июля 2024 года. Акиматы обязаны выделить и оформить земельные участки под полигоны а также подвести необходимую инфраструктуру и провести работу по привлечению инвесторов “в рамках государственно-частного партнёрства”. Это нужно для строительства сортировочных линий и мусороперерабатывающих заводов.
Низкий уровень сбора
Сложности существуют и на этапе переработки. Раздельный сбор твердых отходов в стране на низком уровне и их сортировка проводится вручную. Переработке подлежит небольшая часть мусора их отобранной.
«Бизнесу на этапе сортировочных линий интересно изымать только то вторсырьё, которое возможно переработать или продать. Как правило, это бутылки ПЭТ и другие полиэтиленовые изделия, макулатура, бытовая и компьютерная техника, шины».
Национальный банк данных о состоянии окружающей среды при Минэкологии публикует интерактивную карту пунктов приема вторсырья. Исходя из нее можно судить об интересе предпринимателей к рынку.
Например на начало марта текущего года:
- пункты приёма пластмассы и макулатуры есть в каждом регионе и мегаполисе;
- прием бытовой техники осуществляют только в 13 из 20 регионов страны;
- древесину принимают в трёх регионах;
- отработанные фильтры можно сдать только в Актюбинской области;
- фандоматы (прием тары) пока установлены только в Астане.
«Согласно данным МЭПР РК, в 2024–2026 годах бюджет готов выделить 200 млрд тенге на финансирование проектов запуска новых заводов по утилизации и переработке отходов с учётом передового европейского опыта. В предварительный пул вошли 11 проектов на сумму 60 млрд тг».
Государство готово дать эту сумму взаймы под 3%. Но вопрос, будет ли спрос полуторагодового отсутствия государственного субсидирования? За это время без госсубсидий обанкротились более 100 частных компаний по переработке и сбору мусора.
Читайте также: