В Telegram-каналах распространяется информация о грядущем дефиците бензина АИ-95. Ведущий эксперт в нефтегазовом и энергетическом секторе Олжас Байдильдинов рассказал о реальном положении дел с ГСМ в стране, передаёт CMN.KZ со ссылкой на Taspanews.kz
Напомним, что в сети появилась информация со ссылкой на компании с крупными сетями заправочных станций, согласно которой с 12 по 31 октября будет временно недоступен бензин марки АИ-95 «в связи с несвоевременной отгрузкой топлива с отечественных НПЗ».
Действительно, Атырауский НПЗ встал на ремонт, но по словам Олжаса Байдильдинова, это не должно повлиять на рынок, так как в Министерстве энергетики для подстраховки закупили порядка 50 тысяч тонн бензина из России.
«Недавно спрашивали по дефициту АИ-95 в Астане, там есть хороший запас и ограничений на заправках быть не должно. В целом по стране ситуация стабильная, возможно, что эпизодически небольшие перебои могут быть, но это больше вопрос логистики и более высокого потребления в определённых районах. Недавно в Минэнерго сообщали, что наблюдается снова аномальный рост потребления бензина в приграничных областях. Что касается октября, думаю, что дефицита не будет», — говорит Олжас Байдильдинов.
Почему же тогда возникают слухи? По мнению эксперта, возможно, что каким-то розничным игрокам выгоден такой информационный фон. Ведь дефицит, пусть даже искусственный, обычно ведёт к росту цен.
Байдильдинов добавил, что в Казахстан ежегодно завозят около 300-400 тонн бензина из РФ. Импортируют, в основном, высокооктановый бензин хороших марок. Также в Минэнерго закупают топливо в периоды, когда стране требуется бензин из-за ремонтов НПЗ или из-за каких-то поломок.
«Это нормальные операции, у нас есть специальные межправсоглашения на такие случаи. Разница в цене есть, и в этот раз бензин из РФ купят по более высокой цене и будут продавать здесь на внутреннем рынке по более низким ценам, как и весь остальной бензин. У нас есть разница по ценам не только с Россией. Я всегда говорю, что наш внутренний рынок, как дырявое ведро. Мы даже не знаем наш реальный уровень потребления в стране, потому что, сколько бы мы ни производили, это топливо в условиях, когда у нас как минимум 20-30% разница в цене с приграничными регионами Российской Федерации, с Кыргызстаном, с Узбекистаном, еще больше с Китаем, оно всегда будет утекать по серым схемам, по разным незаконным каналам. Даже нефтепроводы импровизированные строятся из труб, плюс бензин вывозят в баках, плюс есть коррупция на границах», — отметил Олжас Байдильдинов.
В Казахстане потребление топлива всегда выше, чем производство, подчеркнул эксперт.
«Сейчас все производственные мощности крупных НПЗ задействованы на полную силу, больше производить мы не можем, именно поэтому рассматривается вопрос о расширении Шымкентского НПЗ с 6 млн тонн до 9, либо даже до 12 млн тонн, но там должна принять ещё решение китайская сторона, потому что китайцы владеют 51% в этом заводе. Потребуются серьёзные инвестиции», — добавил Олжас Байдильдинов.
По прогнозу эксперта, если до 2030 года Казахстан не расширит мощности, то мы будем пребывать в перманентном дефиците и зависеть от импорта части нефтепродуктов из Российской Федерации.