Заторы на казахстанско-китайской границе, на которые жалуются перевозчики, объяснили в министерстве финансов РК. Там сообщили, что главная проблема это недобросовестные участники, которые массово бронируются в электронной очереди, и роботы-боты.
На заторы на границе стали жаловаться перевозчики. Они заявляли, что в сервисе электронного бронирования «CarGoRuqsat» на самых популярных пунктах пропуска «Достык-Авто» и «Нур Жолы» очередь занята на 2-3 недели вперёд. Компании-перевозчики даже потребовали изменить правила и выдавать бронь на даты не более трёх дней. При этом, перевозчики винили российских коллег в том, что те по незнанию или «на всякий случай» бронируют большую часть свободных слотов. А позже якобы от своей очереди отказываются, в результате пункт «простаивает». При этом часть освободившихся мест, как выяснилось, даже умудряются продавать за 100 и более долларов США.
В комитете государственных доходов Министерства финансов РК с доводами перевозчиков согласились. Там уточнили, что электронная очередь на госгранице позволила решить множество проблем. Но и есть недочеты.
Отдельные лица пытаются подорвать работу системы. Они используют различные методы, чтобы обойти установленные правила и сломать выстроенные процессы, видя в этом возможность для нелегального заработка. Как следствие, искусственно созданный ажиотаж на границе приводит к завышению стоимости перевозок и формированию теневого оборота. Эти процессы негативно сказываются на стоимости транспортных услуг и препятствует честной конкуренции среди перевозчиков, — высказались в Минфине.
Там отметили, что схема с массовым бронированием и последующей перепродажей брони с использованием программ-роботов была выявлена самим регистратором электронной очереди и разработчиком сервиса. Теперь бронь, которая высвобождается, не появляется в реестре «свободных».
То есть автомобиль может не прибыть в пункт пропуска, однако его очередь «сгорает», что делает невозможным «вторичный рынок» бронирований. Ранее она высвобождалась в рандомном (случайном) порядке. Мы допускали, что это приведёт к временному «простою» пунктов пропуска. Даже несмотря на то, что желающих занять очередь будет много. Этот период необходимо пережить, — говорят в ведомстве.
Оказалось, что десятки пользователей уже заблокированы системой. В ведомстве отметили, что скоро все наладится, н для этого нужно время. К слову, для недобросовестных перевозчиков сейчас рассматривают внедрение штрафных санкций — удержания денег за не проезд. К примеру, если перевозчик три раза в течение месяца забронировал, но не приехал на пункт пропуска, то в доход республиканского бюджета в качестве добровольной компенсации с его кошелька будет списываться сумма в размере 100 МРП за простой соответствующего пункта пропуска.
Отметим, что электронная очередь впервые была внедрена в пилотном режиме на границе с КНР в ноябре 2022 года. По проекту полный переход на электронный сервис будет завершен до конца 2024 года. По данным на 9 октября, участниками внешнеэкономический деятельности с внедрением электронного сервиса «CarGoRuqsat» в бюджет оплачено более 2 млрд тенге. При этом через сервис совершено 940 тысяч бронирований.