Обратить внимание на тарифную политику «Яндекс.Такси» и других компаний, заходящих на казахстанский рынок, попросил депутат мажилиса Ислам Сункар. По его мнению, стоит снизить комиссионные выплаты, которые водители вынуждены отдавать агрегаторам, передает CMN.kz.
С таким предложением мажилисмен обратился к министру национальной экономики Нурлану Байбазарову. Он отметил, что в мировом рейтинге стоимости услуг такси наша страна находится на 73 месте. При этом на 31 марта 2024 года, цена поездки в среднем составила 0,67 доллара за километр. И это самая большая сумма в СНГ.
«В 2023 году госорганы, обеспокоившись тем, что рост доли рынка позволяет «Яндекс.Такси» контролировать и влиять на условия рынка в целом, предприняли попытки регулирования деятельности указанной компании. Мы положительно оцениваем результаты этой работы. Однако комиссия за поездки в «Яндекс.Такси» остаётся по-прежнему на высоком уровне и влияет на конечную стоимость услуг», — отметил депутат.
В пример он привел расчеты:
- в зависимости от тарифа и региона за каждую поездку взимается комиссия сервиса от 11 до 17%;
- также взимается плата таксопарков, которая составляет до 4%.
Сункар добавил, что по данным СМИ в декабре 2023 года средний доход таксистов Казахстана составляет 493 тысячи тенге в месяц:
«Это вдвое превышает медианную зарплату по стране, но нельзя забывать, что выручка — не чистая прибыль. Поэтому неуместно сравнивать выручку и зарплату. С зарплатой нужно сравнивать именно чистую прибыль. Если сделать декомпозицию одного условного заказа в тысячу тенге для водителя такси и вычесть оттуда все комиссии, расходы на топливо, мойку и учёт естественного износа автомобиля, то сумма чистого заработка водителя будет около 300-400 тенге. Мы считаем несправедливым, что граждане платят высокую цену за услуги такси, а водители при этом в виде чистых доходов получают лишь малую часть от этой суммы».
Депутат напомнил, что работа в такси приносит казахстанцам дополнительный доход, но говорит о том, что людям из-за повсеместной дороговизны и низких зарплат не хватает денег на жизнь.
Сункар отметил, что поэтому Народная партия просит провести работу по снижению тарифной политики по комиссиям в связи с регулярно возникающей социальной напряженностью. Также он предложил проработать механизмы поддержки для развития отечественных компаний, предлагающих платформенную занятость в сфере услуг такси.
Недавно алматинка с инвалидностью пожаловалась на водителей «Яндекс.Такси». Она трижды вызывала машину для поездки, но её отказывались везти.
При этом клиенты агрегаторов такси в Алматы в последнее время беспокоятся за свою безопасность. Всё чаще на заказы приезжают авто с другими водителями. Почему так случается и кто должен за этим следить, в материале CMN.kz