На электронных торгах в середине марта хотят реализовать Алматинский машиностроительный завод имени С.Кирова, единственный в СНГ производитель торпед с тепловым двигателем, сообщает CMN.kz

Конкурс на продажу 100% акций «Машиностроительного завода им. С.М. Кирова» назначили 12 марта на 10:00. Подать заявки можно вплоть до 08:00. Желающие должны внести гарантийный взнос в 110,7 млн тенге. Стартовая цена составила 6 144 491 882 тенге. Конкурс пройдёт по английскому методу торгов: не менее двух заявок и победителем объявляют того, кто больше предложит.

АО «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова»/Скриншот e-auction.gosreestr.kz

Акционером завода выступает АО «Национальная Компания «Казахстан инжиниринг». Он принадлежит комитету госимущества. Предприятие занимается 67 видами деятельности, среди которых литьё чугуна, обработка цветных металлов и сплавов, а также производство металлических изделий.

АО «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова»

Новые владельцы машиностроительного завода должны будут следовать некоторым правилам:

  • Сохранить профиль деятельности;
  • Cохранение не менее двух третей штатной численности из числа казахстанцев;
  • Сохранить или создать новые рабочие места;
  • Погасить задолженность по зарплате и налогам;
  • Погасить кредиторскую задолженность завода перед АО «НК «Казахстан инжиниринг» по выплате займов, вознаграждения по займам, штрафа (пеня, неустойка), дивидендов и прочей задолженности в течение двух лет с даты заключения договора купли-продажи;
  • Ограничить совершение сделок (перепродажа, залог, передача в управление) и/или запретить определенные действия по отношению к заводу в течение года;
  • Подписать договор купли-продажи по форме, утвержденной АО «НК «Казахстан инжиниринг».

Завод им. Кирова: старая лицензия и два млрд тенге долга

Чтобы оценить завод перед покупкой, представители АО «НК «Казахстан инжиниринг» загрузили целый список документов:

  • Лицензию на «Производство, переработку, хранение, реализацию и уничтожение ядов». Её выдали 25 июля 2008 года;
  • Лицензию на «Деятельность, связанную с оборотом прекурсоров». Документы выдали в конце июля 2017 года сроком на пять лет. Если АО не получало новую лицензию, то представленная на электронных торгах уже недействительна;
  • Свидетельство юрлица, устав, два проекта договора купли-продажи, аудированная финотчётность за 2020, 2021 и 2022 годы и справка о финансовой задолженности;
  • Отчёт об оценке 100% акций завода

По состоянию на 31 августа 2023 год, доходы от реализации составляют 77 млн тенге, а расходы перевалили за 181 млн тенге. Чистая прибыль машиностроительного завода им. Кирова на 2022 год составляет 325 млн тенге. Уставной капитал в позапрошлом году составлял 48,5 млн тенге, а нераспределённая прибыль – 2,2 млрд тенге.

АО «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова»

Завод расположен на территории более 20 га в Алматы по улице Макатаева, 127. Состоит из более 14 цехов, включая металлообрабатывающий, для точного литья, лазерной и термической обработки, кузнечно-прессовых работ и гальванических покрытий. Аудиторы сообщили, что большая часть строений находится в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Самый старый объект датируется 1940 годом постройки, а самый новый – 2020.

Скриншот оценки

По данным оценщиков, всё оборудование на балансе машиностроительного завода оценивается в 6,1 млрд тенге. Аудиторы рассмотрели вариант цены в зависимости от размера пакета акций. Отметим, что оценщики при проверке учли операционные данные за восемь месяцев 2023 года.

Скриншот оценки

Учитывая задолженность завода перед нынешним владельцем, покупателю необходимо выложить минимум в 8,1 млрд тенге. По предоставленным документам, дочернее предприятие на 22 февраля 2024 года не заплатила более двух млрд тенге. Больше всего завод должен своему владельцу дивиденды – 1,6 млрд тенге. На втором месте находятся штрафы (236,4 млн тенге), а на третьем – основной долг (120,2 млн тенге).

Что предлагают покупателям за 8,1 млрд тенге или что есть на балансе завода?

Согласно справке, завод выступает единственным производителем торпед с тепловыми двигательными установками на территории СНГ. При взаимодействии с рядом предприятий бывшего СССР на предприятии освоили выпуск морских торпед 20 типов и модификаций. Также ведётся выпуск судового гидравлического оборудования, а также техники для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей.

Всего на заводе производят 150 видов различного товара. Занимаются восстановительным ремонтом спецпродукции. Ключевой специализацией для предприятия остаются:

  • торпеды с тепловым двигателем;
  • судовая гидравлика и автоматика горения судовых котлов;
  • машиностроительная продукция общепромышленного назначения.

На предприятии работают более 360 человек. Завод состоит из административного здания, восьми цехов, термического участка и лаборатории. Общая площадь строений составляет 100 тысяч квадратных метров. Основными заказчиками помимо казахстанского правительства выступают Россия и Индия.

Почему цеха казахстанского завода хотят отдать под производство турецких бронемашин?

Среди перспективных проектов машиностроительного завода значится участие завода в реализации проекта по производству, сервису и обслуживанию бронированной колесной и гусеничной техники совместно с турецкой компанией Otocar и ТОО «Astana MPR project». Для этого цеха передадут ТОО «SP BKM», принадлежащего Astana MPR project и TransTechMash Co ltd. Компанию создали в январе 2023 года в Астане. SP BKM занимается производством военных боевых транспортных средств.

Речь идёт о бронемашинах, в лоббировании которых обвиняли министерство обороны. Осенью 2022 года разгорелась настоящая информационная война: ведомство распространило в СМИ текст с объяснениями, почему целесообразно покупать бронемашины Cobra у иностранной компании Otokar, а не казахстанские. В ответ в Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса разобрали по полочкам доводы сотрудников Минобороны.

Cobra/Фото news.myseldon.com

В начале 2023 года на просторах интернета вновь всплыла информация о приобретении бронированной колёсной машины (БКМ). На этот раз Казахстан якобы планировал приобрести 834 автомобиля ARMA за два триллиона тенге. В Минобороны информацию снова опровергли. Они сообщили, что присматриваются к технике.

ARMA / Фото otokarcentralasia.kz

В августе с турецкими машинами произошёл ещё один казус. На полигоне едва не затонула ARMA 8×8. Планировалось, что техника пересечёт реку Или, но этого не произошло. В Astana Mpr Project и Минобороне случившееся окрестили «спланированной акцией». Надо было проверить плавучесть, поэтому специально не закрыли люк.

Казахстанские бронемашины

Все эти истории о якобы лоббировании турецкой техники связаны с тем, что в Казахстане есть собственное производство. ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering» выпускает аналогичные машины. В середине сентября на «ЭКСПО Центральная Азия-2023» в Таджикистане БКМ продемонстрировали широкой общественности и главам государств. Представляли военные машины «Барыс» батыры в национальной одежде.

Фото Акорда

В начале декабря Касым-Жомарт Токаев встретился с главой Минобороны Русланом Жаксылыковым и потребовал взаимодействовать с отечественными оборонными предприятиями. Следовательно, вопрос о турецких бронемашинах должен был решиться сам собой.

На этом, казалось бы, в этой истории должна была быть поставлена точка. Тогда откуда столь перспективный проект у машиностроительного завода им. Кирова?

Отметим, что вокруг лоббирования интересов турецкой компании вскрылись новые факты. Читайте о них в следующем материале на сайте CMN.kz.

Читайте также:


Комментируй, делись мнением у нас в Telegram!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на CMN.


Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version