В преддверии холодов в мажилисе вновь стало жарко. Один из депутатов вернулся к дискуссии о том, сколько же всё-таки можно прогревать двигатель автомобиля, чтобы не нарваться на штраф. Напомним, в январе 2025 года десятки казахстанцев получили подобные взыскания от полиции, но с иной формулировкой
Редакция CMN.KZ попыталась разобраться в вопросе. Мы обратились за комментариями в МВД, изучили мнение мажилисменов и автомобильных экспертов.
Спойлер – прошёл почти год, а путаницы в спорной законодательной норме меньше не стало.
А где же правки?
Возмутителем спокойствия стал мажилисмен Дмитрий Колода. 13 октября, выступая на правительственном часе, он предложил вернуться к теме штрафов за прогрев двигателей автомобилей.
Депутат напомнил, что проблема, которая в январе 2025 года, стала причиной многочисленных споров, актуальна. Ранее забыть о ней помогла весна, а теперь, когда во многие регионы Казахстана вновь пришли холода, жалобы от граждан возобновились. И особенно много их от жителей северных регионов, где прогревать машину всего лишь пять минут – невозможно.
Колода отметил, что ранее депутаты внесли свои поправки, но в правительстве уже девять месяцев не могут представить согласованную позицию.
«Мы более чем уверены, что в новом отопительном сезоне проблема вновь проявится. Ещё в январе текущего года более трети депутатов Мажилиса инициировали поправки и предложили решение данной проблемы. Поправки направлены на заключение правительства. Однако уже девять месяцев правительство не может представить согласованную позицию или предложить какое-либо решение», — сказал он.
Свои вопросы депутат адресовал министру внутренних дел Ержану Саденову.
«В 2024 году мы уже обсуждали этот вопрос. Хотел бы отметить одну вещь: эти нормы появились не вчера. Мы провели большую работу с населением – вы это знаете. Нормы существуют, закон есть, и он должен исполняться. Но важно вести разъяснительную работу, и наши сотрудники совместно с работниками акиматов этим занимались. В прошлом году проводили разъяснения и в этом году будем продолжать», – сказал Саденов.
Напомним, согласно правилам дорожного движения, стоянка автомобиля с включённым двигателем длительностью более пяти минут считается нарушением и карается штрафом в размере 5 МРП (19 660 тенге). При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается до 10 МРП (39 320 тенге).
Что говорит закон и откуда путаница
В ответ на запрос редакции CMN.KZ в Министерстве внутренних дел напомнили, что штраф за прогрев двигателя более пяти минут не применяется автоматически. Основанием для наказания может стать только создание неудобств жителям.
«В соответствии с подпунктом 5 пункта 88 ПДД запрещается стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населённых пунктах, если это создаёт неудобства жителям», – отметили в министерстве.
Также аналогичное требование содержится в подпункте 4 пункта 122 главы 17 ПДД «Движение в жилых зонах».
При этом в пункте 2 указано, что стоянка – это преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на пять минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой.
«Таким образом, если транспортное средство стоит более пяти минут с работающим двигателем, состав правонарушения не образуется. Только если это создаёт неудобства жителям – тогда усматривается состав административного правонарушения по части 1 статьи 597 КоАП РК», –пояснили в МВД.
В ведомстве подчеркнули, что норма действует по всей территории Казахстана независимо от времени года, а органы внутренних дел не ставят целью массово штрафовать водителей за прогрев автомобилей.
«Дела по таким фактам возбуждаются лишь при наличии жалоб граждан и доказательств нарушения», – уточнили в МВД.
И вот здесь, по мнению экспертов и казахстанцев, пострадавших от штрафов, как раз и кроется коллизия, поскольку прогрев автомобиля для ПДД считается стоянкой с заведенным двигателем. При этом сама процедура занимает в некоторых регионах страны более пяти минут.
Когда с декабря 2024 года от казахстанцев стали поступать многочисленные жалобы на штрафы, депутаты мажилиса предложили разрешить акиматам самостоятельно определять допустимое время стоянки с заведённым двигателем с учётом климатических особенностей регионов.
Парламентарий Екатерина Смышляева заявляла, что действующее ограничение не учитывает климат страны:
«В северных регионах невозможно завести автомобиль и сразу ехать. При −30–40 градусов водитель просто рискует остаться посреди дороги. Поэтому нужно учитывать погодные условия и дать акиматам право определять допустимое время прогрева», – говорила депутат.
Она подчеркнула, что запреты не должны превращаться в абсурд:
«Когда человек вынужден прогреть машину, чтобы просто доехать до работы, это не преступление. Государство должно поддерживать здравый смысл, а не наказывать за необходимость», — отметила Смышляева.
Однако в МВД не поддержали инициативу, указав, что единые правила должны действовать по всей стране, чтобы избежать путаницы среди водителей, особенно следующих транзитом.
«Наличие различных норм в каждом регионе будет вводить в заблуждение и водителей, следующих транзитом через страну, так как им придётся изучать правовые акты всех регионов по пути следования», – пояснили в ответ на запрос редакции в министерстве.
Минус 25 – это уже экстремальная температура
К слову, во время январских дискуссий о времени прогрева автомобильного двигателя, глава Минэкологии Ерлан Нысанбаев заявил, что на эти цели действительно достаточно и пяти минут. Так ли это, корреспондент CMN.KZ уточнила у эксперта –технического консультанта международной компании по производству комплектующих для легковых автомобилей Дмитрия Хлудова.
«Во-первых, нужно понимать, о каком двигателе мы говорим. Старые автомобили, которым по 20–25 лет, требуют одного подхода, современные – другого. У них разные системы, разные масла и катализаторы. Поэтому универсальных правил тут нет», – отметил он.
По словам эксперта, время прогрева зависит и от класса вязкости моторного масла.
«Современные двигатели рассчитаны на масла с индексом 0W-20, 0W-30 или 5W-30. Чем меньше показатель перед буквой W, тем лучше масло работает при низких температурах. Например, 0W – до минус 35 градусов. Это значит, что двигатель можно завести и начать движение, не прогревая его по полчаса, как раньше», – объяснил он.
Однако, добавил специалист, даже современные масла не отменяют необходимости дать машине немного “прийти в себя” после ночной стоянки.
«Да, можно завести и ехать, но нужно помнить о коробке передач — там тоже есть масло, и ему нужно время, чтобы разойтись по системе. Поэтому пять минут – это минимум, чтобы всё заработало правильно. И, конечно, чтобы отошли стёкла и появилась видимость, ведь безопасность прежде всего», – сказал Хлудов.
Отдельно эксперт прокомментировал погодные условия северных регионов Казахстана, где температура зимой может опускаться до –30 и ниже.
«Минус 25 – это уже экстремальная температура, и в таких условиях ехать без прогрева невозможно. Нужно дождаться, пока двигатель, коробка передач и салон немного нагреются. Обычно это занимает около десяти минут. Иначе просто не будет обзора – стёкла, зеркала, щётки замёрзшие. Это вопрос не только техники, но и безопасности», – отметил он.
Когда градусник не радует
Чтобы не быть голословными, мы решили посмотреть, а какие температуры были в Северо-Казахстанкой области прошлой зимой. Оказалось, что местные жители буквально замерзали 2 января 2024 года, когда столбик термометра опускался до –25 °C, а по ощущениям воздух промерзал до –35.
По словам водителей из СКО, в такие дни машины приходится греть по полчаса, иначе они просто не заведутся.
2 января 2025 года температура держалась в пределах –8 °C, а по ощущениям – около –16. Разница почти в пятнадцать градусов.
Пять минут – для тёплого климата, не для мороза
Справедливости ради, нужно отметить, что многие автопроизводители действительно указывают в инструкциях информацию о том, что долгий прогрев вреден и лучше начинать движение сразу после запуска машины. Но, как уточняет эксперт, эти рекомендации рассчитаны на мягкий климат, а не на суровые зимы.
«Когда говорят “пять минут достаточно”, речь идёт о температуре до –10. При таких условиях действительно можно завести и поехать – это не повредит мотору и меньше вредит экологии. Но при –25 и ниже всё иначе. Здесь уже другие критерии – главное, чтобы машина поехала, а не сколько СО₂ она выбросит», – поясняет Хлудов.
В итоге, как показывает практика, штраф за прогрев возможен только в исключительных случаях – если автомобиль мешает жителям двора или шумит под окнами. А вот сам прогрев при морозах до –30 и ниже остаётся необходимостью, особенно в северных областях страны.
Эксперты советуют ориентироваться не на формальные “пять минут”, а на реальные условия – температуру, видимость и состояние машины.
Обойдётся ли грядущая зима без штрафов – покажет время, поскольку формально точка в этом споре пока не поставлена.
Читайте также:
