У столичных школьников уроки заканчиваются ближе к 20:00. Это значит, что они возвращаются со школы намного позже, чем работающие взрослые люди и приходят домой уже после своих родителей. Дети едва успевают поужинать и подготовиться ко сну, а изменение часового пояса только усугубило эту проблему. Ведь с приближением зимы им придётся проводить ещё больше времени в классе в тёмное время суток и учиться при искусственном освещении. О том, что беспокоит родителей и какие решения может предложить Министерство просвещения, читайте в материале CMN.KZ

Дети в большинстве казахстанских школ учатся в две смены. Исключением могут быть только специализированные школы с углубленным изучением или частные учебные заведения. Но для обычных школ вторая смена — это не прихоть, а необходимость. Только благодаря двум сменам школы могут избежать переполненности классов и разгрузить кабинеты и коридоры.

Однако многие родители стараются по возможности избегать такой организации учёбы, потому что она больше утомляет детей. Но даже если для большинства вторая смена неудобна, избежать её не получится.

В основном родители описывают проблему так: дети приходят домой поздно, успевают только поужинать, а утром им приходится рано вставать, чтобы подготовить домашние задания, сходить на секции и дополнительные занятия, а затем снова отправиться в школу. В итоге на выполнение домашних заданий и полноценный отдых почти не остаётся времени. И поэтому родители пришли к выводу, что такой график негативно сказывается на успеваемости, здоровье и общении с друзьями, ведь найти время для себя в таком графике становится крайне сложно.

Эту больную тему многих родителей подняла мама шестиклассника Надежда Бебенина в одной из групп в Facebook.

Проблема нашла отклик среди других пользователей, и многие родители признались, что сталкиваются с такими же трудностями. 

«В нашей школе седьмой урок заканчивается в 19:55. Ребёнок приходит домой позднее работающих родителей. Если бы ещё уроки важные были, а то последними ставят факультативы, которые вообще ни о чём», — жалуется родительница в комментариях.

Поздние уроки и уставшие дети: кого устраивает такой график занятий?

В беседе с корреспондентом CMN.KZ Надежда рассказала, что её сын учится в столичной школе и приходит домой не раньше 20:00. Уроки начинаются в 14:10 и заканчиваются в 19:40. Семья привыкла к тому, что ребёнок возвращается в темное время суток, поэтому сына всегда забирает отец. Однако больше всего родителей беспокоит нарушение биоритмов, так называемого естественного распорядка дня. По их словам, по вечерам мальчик уже устаёт, поэтому продуктивность занятий значительно снижается.

«Домой мой ребёнок доходит к восьми часам. Школа находится недалеко. Но дело не только в опасности хождения в тёмное время. Конечно, безопасность — важный фактор, но больше меня беспокоят физиологические особенности возраста, связанные с умственной продуктивностью. После 15:00 умственная активность снижается, а КПД (коэффициент полезного действия — Прим. ред.) от уроков в вечернее время сводится к нулю. Дети устают, и, когда приходят так поздно, у них нет времени нормально отдохнуть. Им нужно поужинать, сделать домашние задания, а, чем старше класс, тем больше объём. Режим дня изменился: дети стали ложиться позже, так как времени на выполнение уроков и отдых теперь остаётся меньше. А если организм не получает полноценного отдыха, это сказывается на их здоровье и учёбе», — рассказывает Надежда.

Время окончания занятий зависит от количества уроков. У Надежды сын учится в лицейском классе, поэтому ежедневно у него по 7 уроков и трижды в неделю — обязательные факультативные занятия. Нагрузка большая, но Надежду больше беспокоит не сама нагрузка, а позднее окончание уроков. 

«Замечу, что нагрузка меня совершенно устраивает, потому что это лицейский класс. Меня не устраивает только позднее окончание уроков. Я за то, чтобы время уроков было распределено разумно, чтобы они заканчивались раньше», — считает она.

Иллюстративное фото Canva.com

Администрация школы пыталась распределить факультативы на раннее время – до начала второй смены, но многие ученики не успевали к этому времени. Всё потому, что в первую половину дня многие дети посещают подготовительные курсы для поступления в специализированные школы, такие как НИШ и РФМШ. В итоге большинству родителей оказалось удобнее, чтобы уроки начинались позже.

Однако, по мнению Надежды, это не повод учиться детям до позднего вечера.

«Здесь ещё нужно отметить, что идёт кардинальное изменение режима дня, увеличение нагрузки. А в этом возрасте к подобным нагрузкам дети ещё не готовы в соответствии с возрастными особенностями. Чем старше ребёнок по возрасту, тем он менее подвержен стрессовым ситуациям, тем он выносливее, а чем младше, тем больше для него нагрузка. В результате мы имеем хронически уставших детей, у которых страдает как психоэмоциональное состояние, так и здоровье. Затяжное состояние стресса и постоянное напряжение рано или поздно дают о себе знать. Это большая и сложная проблема», — рассказала родительница.

После обращения Надежды в Управление образования Астаны, в ведомстве рекомендовали директору школы провести родительское собрание для голосования. Тогда большинство родителей проголосовали за то, чтобы оставить текущее расписание без изменений.

Ответственность на местах: почему министерство просвещения устранилось?

Родители считают, что в Министерстве просвещения ушли от решения проблемы, просто переложив ответственность за учебный распорядок на администрацию школ.

Дело в том, что сейчас школы действительно имеют право регулировать график и длительность учебных занятий. В приказе профильного ведомства уточняется, что организации образования самостоятельны в определении максимальной учебной нагрузки в день.

«Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан, санитарных правил, типовых учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования в области образования», — гласит 32 пункт типовых правила деятельности организаций среднего образования.

Расписание утверждает руководитель учреждения, но при этом согласует его с родительским комитетом.

«Согласно пункту 72 Приказа министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», количество уроков в расписании согласовывается с родительским комитетом», — пояснили нам в управлении образования Астаны.

В среднем уроки второй смены начинаются а промежутке между 13:40 и 14:20. Но родители считают, что 14:20 — это очень поздно для начала уроков второй смены. А если учесть, что в лицейских классах есть ещё и факультативы, то это увеличивает продолжительность учебного дня.

Но если факультативы проводят до начала второй смены, то после них дети вынуждены ждать ещё 40 минут до начала основных уроков, что, по мнению родителей, тоже нерационально. Этот 40-минутный перерыв предназначен для для влажной уборки и проветривания между сменами, утверждают в управлении, ссылаясь на приказ министра здравоохранения.

«Расписание занятий в организациях образования предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников не менее 40 минут в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к объектам образования, утвержденными приказом министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76.4» — объяснили в управлении образования.

Но многие родители уверены, что если бы в Министерстве просвещения издали чёткий указ, обязывающий школы завершать уроки до 19:00, администрация смогла бы решить это. На данный момент родители недовольны тем, что ответственность за решение этого вопроса передали администрациям школ.

«Это, конечно, издержки второй смены, когда времени не хватает. Раньше, когда уроки заканчивались в 19:00-19:10, дети ещё успевали сделать домашние задания и отдохнуть. А сейчас занятия заканчиваются на 40-50 минут позже. Если бы в Министерстве просвещения дали указание, что уроки должны завершаться не позднее 19:00-19:10, то, поверьте, любая школа, сколько бы ни было смен, смогла бы уложиться в эти рамки», — рассказала Надежда.

Изменение часового пояса: что ещё ухудшилось для второсменников?

В этом году недовольство родителей и учеников усилилось из-за изменения часового пояса. Неудобство от перехода на единый часовой пояс испытывают многие казахстанцы уже больше полугода. Особенно остро это ощущается в восточных регионах, но астанчане тоже испытали негативные последствия.

На момент публикации, в октябре, в Астане начинает темнеть уже около 17:30, а полная темнота наступает в 18:40. Родители полагают, что, если вернуть предыдущий часовой пояс и скорректировать время окончания уроков до 19:00, проблема могла бы частично решиться. По крайней мере, это сократило бы период, когда дети возвращаются домой в полной темноте. К тому же, большую часть учебного года занятия могли бы заканчиваться ещё до того, как полностью стемнеет.

Гульнара, мама пятиклассника из Астаны, поделилась своими переживаниями. 

«Теперь, когда темнеет уже к 18:00, мой сын возвращается домой почти в полной темноте. Мы забираем его на машине, но не у всех родителей есть такая возможность. Некоторые дети вынуждены добираться домой на автобусе, и это вызывает у меня тревогу — как за их безопасность, так и за здоровье. Зима приближается, и темнеть будет ещё раньше», — уверяет женщина.

Она также отметила, что учёба во второй смене дается с трудом. Её сын не всегда успевает сделать домашние задания утром, так как в первой половине дня посещает спортивные секции и дополнительные занятия. Поэтому уроки он учит вечером при искусственном свете, что сильно его утомляет, утверждает Гульнара.

«Как только стемнеет, всё – ребенок устает быстрее, сосредоточиться на уроках становится сложнее, и к концу учебного дня он чувствует себя гораздо более измотанным, чем раньше. Время для отдыха и учёбы сдвинулось. После перевода времени мы все находимся в каком-то стрессе от постоянного ощущения, что день закончился, хотя ещё нужно сделать много дел».

Иллюстративное фото Canva.com

Надежда тоже отметила, что изменение часового пояса особенно сильно сказалось на учениках второй смены.

«Изменение времени однозначно повлияло. Сейчас темнеет очень рано, и с приходом зимы наступление темноты будет еще раньше. Определённо, изменение часового пояса негативно сказывается на всех, но для нас оно особенно ощутимо, так как мой ребёнок начал учиться во вторую смену», — добавляет она.

Жалоб нет, но проблема остаётся: что говорят в Управлении образования? 

Но многочисленных жалоб по этому поводу от родителей в Управление образования не поступает, сообщили нам в ведомстве.

«Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарных правил, типовых учебных планов», — говорится в ответе ведомства.

Вместе с этим в Управлении образования Астаны рассказали, какие меры предпринимают для безопасности детей,

«Вопрос о состоянии работы по обеспечению безопасности детей в учебных заведениях является одним из приоритетных. На сегодняшний день все организации образования города подключены к системе автоматической пожарной сигнализации, а также обеспечены цифровым видеонаблюдением. Также все камеры и тревожные кнопки подключены к ЦОУ при ДВД Астаны. Все организации образования оснащены видеокамерами внутреннего и наружного наблюдения. Для учащихся, обучающихся в отдалённых школах, организован подвоз», — заявляют в управлении образования.

Но в ведомстве также призвали родителей тоже присматривать за своими детьми после учёбы.

«Родителям рекомендуем также нести ответственность за обеспечение безопасности детей после уроков: указывать безопасный путь по освещённым улицам от школы до дома, напоминать о соблюдении правил дорожного движения», — советуют в управлении образования.

Сейчас профильное ведомство, похоже, ограничивается рекомендациями для родителей и техническими мерами. А судя по последним высказываниям чиновников, в правительстве довольны новым временем и возвращать прежний часовой пояс не планируют. 

Тем временем, родителям и ученикам не остается ничего другого, как подстраивать свой распорядок дня под график школ. Тем не менее, обеспокоенность родителей за безопасность и умственную нагрузку детей остаётся актуальной, а каких-либо конкретных шагов со стороны ответственных органов пока не видно. Что изменится в будущем — пока неясно. CMN.KZ будет следить за развитием ситуации и сообщать об изменениях.

Ещё одна серьёзная проблема для столичных учеников — классы по 35 человек и трёхсменное обучение. О том, когда в Астане решат проблему переполненных школ и дети смогут учиться в комфортных условиях читайте здесь

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version