В начале августа инвалид первой группы Казбек Иманбаев упал с нижней полки поезда Уральск — Актобе и получил страшные травмы. У спального места в купе для инвалидов не оказалось заградительного борта. Билеты взяли в специально оборудованный вагон, думая, что так будет безопаснее. К сожалению, оборудование существовало только на словах. Позже, по словам родных пострадавшего, начальник поезда убеждал полицию, что “борт был”. А те “долго отказывались заводить уголовное дело”. Спустя несколько недель круг виновных лиц всё ещё не определён. О том, как семья пытается добиться правды, в материале CMN.KZ
По грустному стечению обстоятельств пострадавший 66-летний летний мужчина ехал с семьёй в реабилитационный центр. Как рассказала корреспонденту CMN.KZ супруга Казбека, Айгуль Адилова, направления на реабилитацию она пыталась добиться три года. В ноябре 2021 муж упал дома и получил инсульт левой стороны тела. Позже выяснилось, что бесплатной реабилитации лежачим и колясочникам не предоставляют.
«В 2023 году мужу выдали бессрочную инвалидность, до этого мы её продлевали. С коляски к тому моменту он кое-как перешёл на ходьбу с клюшкой. Ел уже правой рукой сам. Мы восстанавливали его платно, ставили системы, делали массаж и иглотерапию, покупали специальную кровать. Всё это дало свои результаты: через некоторое время он пошёл на поправку и даже стал говорить. Правая сторона нормализовалась. До этого речи у него не было. Он после падения вообще лежачий был. С левой стороной было всё ещё тяжело, рука висела, как это бывает после инсульта. Мы просили о бесплатной реабилитации. Но нам отказывали».
Три года Айгуль прикладывала все усилия, чтобы вылечить мужа. И вот в итоге получила долгожданное направление в реабилитационный центр. Бесплатное для супруга и платное для себя, как сопровождающей. Казбеку предстояла неделя или две восстановительных процедур. На их результат надеялась вся семья. Но получилось иначе.
Небезопасное купе
Проблемы начались ещё на вокзале. Женщина вспоминает, что проводник никак не мог или “не хотел” опустить платформу для подъёма инвалидной коляски в вагон. Он спросил, сможет ли Казбек подняться сам, супруга ответила, что сможет.
«Была уже ночь, мы не стали спорить. Сын осторожно поднялся с мужем и прошёл через весь вагон в купе. А когда мы туда пришли, обнаружилось, что защитного поручня нет. Асылбек (сын прим. ред.) стал искать и не смог найти. Спросил у проводника, но тот сказал, что в этом купе впервые и сам не знает. Поищите наверху, мол, «там наверное где-то есть». И ушёл. Сын стал искать на верхней полке и снова не нашёл».
По словам Айгуль, там, где должно было автоматически подниматься изголовье кушетки, были обрезаны провода, а внизу лежал сломанный пылесос. Асылбек сделал фото и видео происходящего и отправил личным сообщением в Instagram КТЖ. Там ему ответили, что «ситуация на контроле».
Молодой человек просидел рядом с отцом до половины шестого утра. А потом ушёл спать в свой вагон, рассказывает женщина. Около половины восьмого Айгуль проснулась и решила спуститься. По её словам, супруг крепко спал. В тот момент, когда она спускалась с верхней полки, поезд внезапно дёрнулся.
«Я успела спрыгнуть, а спящий муж слетел с полки и упал прямо на голову. Я даже понять не успела, как это произошло. Я пыталась поднять его, но не смогла. Стала звать на помощь. На мой крик подошёл проводник. Мы стали вместе поднимать Казбека. Я предупредила его, что у мужа больная рука, когда тот стал тянуть за неё. Кое-как подняли. Потом подошёл сын, я ему позвонила. Мы положили Казбека обратно, но даже не думали, что травма такая серьёзная».
Женщина сказала, что после случившегося к ним так никто и не зашёл поинтересоваться, всё ли в порядке. Она поняла, что дело плохо, когда после падения прошло уже достаточно времени, а муж ни разу не попросился в туалет. Айгуль пошла к проводнику и сказала, что надо вызвать скорую.
«Сначала нам сказали, что скорая будет ждать в Актобе. Мы тогда подумали, может, сразу в реабилитационном центре ему помогут. Но когда мы прибыли в Актобе, скорая нас не ждала. Супруга посадили на коляску и тащили до вокзала наши знакомые, которые нас встречали. Нас привели в вокзальный медпункт. Там мы около часа ждали помощи».
Женщина уверена, что всему виной “халатность и неорганизованность работников и руководства железной дороги”. Она признается, что давно не ездила в поезде и не знала точно, как всё должно быть. Но инструкции им “никакой не дали”.
Приехавшая скорая стала заверять родных, что травмы серьёзные и “что лучше ехать обратно в Уральск”. Всю ночь мужчину готовили к сложной операции и на следующий день прооперировали. Айгуль говорит, что сейчас его состояние тяжёлое:
«Он ест только через трубку. У него сломана шея. Не работает ни правая ни левая стороны тела. Все мои труды за три года пошли насмарку. Кто ответит за это?».
«Начальство пряталось от нас в туалете»
Пока супруга не отходит от больничной койки, другие члены семьи пытаются добиться справедливости своими силами.
С корреспондентом CMN.KZ связалась сестра Айгуль, Айнура Адилова. Женщина сказала, что все документальные вопросы она и ещё одна сестра, Тойган Адилова, взяли на себя.
После случившегося родственники написали заявление, которое направили полицию, прокуратуру и в департамент внутренних дел. Он просили открыть уголовное дело и подробно описывали все обстоятельства. Однако, некоторые детали выяснили уже после.
«Мы также были на приёме у Бауыржана Оспанова — транспортного прокурора ЗКО. Но на момент составления заявления мы не были в курсе, что в Актобе родные сами несли Казбека на вокзал, и им никто не помогал. И более того, они сидели ещё 50 минут в ожидании скорой помощи. Сотрудники этой компании даже не удосужились заранее вызвать медиков, чтобы прямо из вагона его забрали в больницу. И здесь, в Уральске, всё пришлось делать самим. Ещё ждать машину, чтобы отвезти его в другой корпус».
Родственники таже приходили в офис компании-перевозчика, АО Пассажирские перевозки «Западный», относящейся к КТЖ. Женщина поделилась съёмкой с этой встречи и рассказала, что там происходило:
«На видео начальник поезда Жандарбек Идресов говорит, что поручни были, но их не поставили. Это было в понедельник. Мы пришли к 12:00 к ним в офис. Начальника филиала Думана Карагойшина на месте не было. Нам сказали, что есть его заместитель. Мы рассказали ему все обстоятельства дела, но он всячески хотел нас выпроводить. А на просьбы пригласить директора отказал и спрятался в туалете».
Также Айнура рассказывает, что к моменту осмотра купе (16 августа), компания успела всё починить, отмыть и поставить поручень. Поезд приезжал в Уральск в 9:00 часов утра, а осмотр был назначен на 11 часов. Потом, по её словам, им позвонил следователь и перенёс осмотр на четыре часа. Якобы, чтобы допросить начальника поезда. Родственники просили опечатать купе до момента осмотра, но им отказали.
«Возможно, они всё починили, пока поезд отсутствовал в Уральске, либо после прибытия, с 9 до 16:00. До этого они говорили между собой, что поручней вообще нет и их никто не видел.
Наш племянник зафиксировал, что в этом купе не было поручня и ничего не работало. Электронный пульт для поднятия изголовья был в нерабочем состоянии. Они это купе использовали как кладовку», — подчёркивает женщина.
«Лживая фабула»
По словам Айнуры, заявление сёстры подали в понедельник 12 августа. Но в полиции уголовное дело открывать не хотели.
«Во вторник 13 августа мы разговаривали с начальником Русланом Есалиным в линейном отделе полиции Уральска (ЛОП). Он не хотел возбуждать дело и сказал, что согласовал это с прокуратурой. Мы сказали, что это всё незаконно, и здесь на лицо состав уголовного преступления. Но они всё равно хотели замять, создали лживую фабулу».
Тогда родственники пошли в городскую прокуратуру к заместителю начальника Транспортного прокурора, с которым, по их мнению, было согласовано решение не открывать дело. По словам Айнуры, он тоже «хотел всё замять», но Айнура пообещала действовать дальше:
«Я сказала, что это преступление, что они сговорились с ЛОП и с компанией-перевозчиком, и мы это так не оставим. В этот же день оставила заявление. Сразу после моего ухода мне позвонил следователь и сказал, что уголовное дело возбудили пока по статье 306 УК РК «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Я говорила, что это статья не подходит к данному преступлению. Следователь ответил, что дальше будут прибавлять статьи».
По словам Адиловой, никто от лица компании не пришёл в больницу и не спросил о состоянии Казбека. Телефон директора АО Пассажирские перевозки «Западный» Думана Карагойшина родственники нашли, но он “сначала не брал трубку, а потом вообще отключил его”.
Примечательно, что летом 2023 года начальник Уральского участка РФ «Западный» АО «Пассажирские перевозки» Думан Карагойшин был награждён нагрудным знаком «Адал еңбегі үшін» с выплатой 40 МРП за отсутствие травматизма свыше 15 лет.
Родные намерены требовать компенсацию. В данный момент Казбек обездвижен. С 10 августа компания ни разу не вышла с ними на связь.
«Начальник поезда Идресов и проводник вагона Амангалиев дали ложные показания, что поручень якобы был. Дело не двигается», — жалуется женщина.
По мнению адвоката потерпевшей стороны Гинаята Салыкова, «начальник поезда установил борт постфактум, чтобы избежать уголовной ответственности».
«В настоящее время не определён круг виновных. КТЖ, в лице начальника Идресова, пошла на фальсификации. Он поставил отсутствующий ранее борт в пазы и дал показания, что поручень в купе был всегда. Это полная ложь. Есть фото и видео. Позже, на видео, он признался, что поручень был, но его не поставили. Сейчас мы работаем для привлечения виновных должностных лиц», — сообщил Салыков CMN.KZ
Что сказали в КТЖ
Редакция CMN.KZ изучила все предоставленные родственниками и адвокатом фото и видеоматериалы и задала руководству КТЖ ряд вопросов, связанных с произошедшим.
В частности, было интересно, как по правилам должно быть оборудовано инва-купе. А также, кем проверяется исправность этих приспособлений, и каким образом билеты были проданы в необорудованный должным образом вагон?
Естественно, в компании нам ответили, как все должно быть в «идеале», но почему-то не произошло в реальной жизни.
«В купе для перевозки людей с инвалидностью предусмотрены специальные откидные поручни, ограничитель, скобы для поддержки от падения. Купе оснащено вспомогательными ремнями, позволяющими пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в удобное для пассажира положение.
Техническое состояние купе для лиц с ограниченными возможностями проверяют перед каждым отправлением состава в рейс. Техническое обслуживание проводит специализированная компания».
В КТЖ отметили, что «билеты продают только после проверки и технической готовности вагона для выхода в рейс». То есть, на стадии оформления билетов в кассе техническая готовность купе уже должна была быть подтверждена ответственными сотрудниками.
Мы поинтересовались, какие действия обязан предпринять проводник в случае обнаружения отсутствия средств безопасности (или их поломки) после непосредственной посадки пассажиров.
«В этом случае проводник должен оповестить начальника поезда и поездного электромеханика, который принимает меры к устранению выявленных замечаний. А в случае невозможности устранения в пути следования вагон отцепляют на техническое обслуживание», — ответили в компании.
Также в КТЖ уточнили, что специализированные купе оборудованы кнопкой для вызова проводника в экстренных ситуациях. И «в данном случае, согласно информации причастных работников, в купе для инвалидов была установлена кнопка вызова проводника, однако ей не воспользовались«.
Об исправности этой кнопки в вышеописанном купе в компании не уточнили. Но пояснили, что «в соответствии с должностной инструкцией проводника пассажирского вагона, утверждённой приказом от 27 июня 2024 года No84-ЦЛ, проводник оказывает помощь маломобильным пассажирам при посадке/высадке в вагон/из вагона»:
«По просьбе пассажира, при незанятости проводник оказывает помощь в погрузке/выгрузке багажа пассажира в тамбур/на перрон, также обеспечивает пассажиров комплектами постельных принадлежностей, застилает постели, в случае необходимости вызывает скорую медицинскую помощь».
А вот если пассажир всё-таки получил травму из-за отсутствия мер безопасности, по словам КТЖ, следует обратиться в страховую компанию, с которой перевозчик заключил договор.
«По данному инциденту работниками поездной бригады был составлен акт о страховом случае на транспорте. Пассажирам рекомендовано обращаться в страховую компанию. Руководство компании проводит тщательное расследование данного инцидента. По его итогам будут приняты решения и соответствующие меры».
Однако родственников не устраивает, такое положение дел. Они хотят справедливого решения и ответственности для виновных в случившемся.
«Причём тут страховой случай? Это вам специально отписку такую написали. Это уголовное дело, повлёкшее тяжкие телесные повреждения», — подчёркивает Айнура Айдилова.
CMN.KZ будет следить за развитием ситуации.
1 комментарий
В настоящее время Линейным отделом полиции на станции Уральск проводится досудебное расследование по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности причинение вреда здоровью человека.
Другая информация не подлежит разглашению в интересах следствия в соответствии с требованиями статьи 201 Уголовно-процессуального кодекса РК.
Пресс-служба Департамента полиции на транспорте