Снежные завалы и гололёд — неизбежная реальность одной из самых холодных столиц мира. Чтобы бороться со льдом на дорогах, улицы Астаны посыпают самыми простыми и агрессивными средствами — солевыми реагентами. Они справляются со своей задачей, но ценой ущерба всему, с чем контактируют. Такие методы не совсем подходят столице, которая, как лицо страны, должна справляться с последствиями стихии более современно и эффективно. Но есть ли экологичные и щадящие способы борьбы с гололёдом, на которые стоит обратить внимание местным властям? Об этом — в материале корреспондента CMN.KZ

С начала зимнего сезона в Астане вывезли более 800 тысяч кубометров снега. Каждую ночь сотни большегрузов отправляются на снежные полигоны, а днём на улицы выходят тысячи коммунальный работников. Однако борьба с зимней стихией в столице часто сводится к двум крайностям: либо улицы превращаются в скользкий и опасный каток, либо дороги буквально засыпают солью, нанося вред всему вокруг.

Уборка снега на улицах Астаны. Фото Адии Абубакир

Тонны солевых реагентов высыпаются на дороги и тротуары, чтобы сделать передвижение по главным улицам столицы безопаснее. Но оправдывает ли это ущерб, который они наносят обуви, автомобилям и лапам домашних животных?

Чем посыпают улицы Астаны зимой?

Корреспондент CMN.KZ направил запрос в акимат, чтобы выяснить, какие средства применяются для борьбы с гололёдом на улицах Астаны. В ответе нам сообщили, что коммунальные службы используют несколько видов реагентов:

  • Хлористый кальций,
  • Песко-соляную смесь (ПСС),
  • Техническую соль (галит, NaCl),
  • Соляной раствор с 23% концентрацией.

На самом деле для пешеходов соль на дорогах — это иллюзия безопасности, которая всегда оборачивается вредом. При ходьбе слышен характерный скрип и чувствуется, как соль въедается в подошву обуви. Реагенты разъедают не только подошву и кожу, но также резину, металл.

Вернувшись домой, каждый астанчанин видит на своей обуви белые разводы. Угги, ботинки и сапоги после нескольких прогулок выглядят испорченными: материал высыхает, покрывается пятнами, а подошва теряет прочность. Солевые кристаллы проникают в ткань и кожу, а это со временем делает зимнюю обувь непригодной для дальнейшей носки.

Кристаллы соли на подошве ботинок после прогулки. Фото Адии Абубакир
Следы соли в виде белых полос на подошве обуви. Фото Адии Абубакир

Не сыпь мне соль на лапы: чем реагенты опасны для животных?

Но вред реагентов ощущают не только люди. Чаще всего страдают собаки, которых выгуливают даже в самые морозные дни. Химические смеси попадают на лапы питомцев во время прогулок, вызывая раздражение, трещины, сильное покраснение и отёк.

Амина, владелица французского бульдога, делится, что иногда появляются даже язвы, и тогда приходится сидеть дома, пока лапы не заживут.

«После прогулок лапки разъедает до крови, выходит ужасное раздражение. Собака постоянно их вылизывает. Приходится тщательно мыть лапы, сушить феном, а иногда между пальцами появляются волдыри, похожие на ожоги», — рассказывает она.

Как рассказали владельцы собак корреспонденту CMN.KZ, они пытаются надеть на лапы питомцев специальную обувь, но тщетно — животные её не любят и сопротивляются

Фото freepik.com

«Когда мой пёс наступает на соль, он сразу начинает визжать и поджимает лапы. Видно, что ему больно. Но ведь есть же экологичная чёрная соль, которая не вызывает такой реакции и не разъедает лапы собакам», — рассказывает еще одна хозяйка бульдога Наталья.

Против гололёда, но во вред экологии: как солевые растворы могут аукнуться городу?

Среди всех противогололёдных средств в столице лидирует песко-соляная смесь. Этой зимой ею обработали 7 212,84 м³ площади дорог и тротуаров.

В акимате подчёркивают, что к выбору противогололёдных материалов подошли ответственно, изучив международный опыт. Однако, как оказалось, и за рубежом применяются такие же солевые реагенты.

Но чтобы гарантировать качество и безопасность, при закупке этих смесей и растворов у поставщиков обязательно требуют сертификаты соответствия и протоколы испытаний и качества. Эти документы подтверждают соответствие реагентов требованиям ГОСТ Республики Казахстан и выдаются уполномоченными госорганами и сертифицированными лабораториями.

Фото пресс-службы акимата Астаны

Однако соблюдение ГОСТа не всегда означает соблюдение экологических норм. Чтобы разобраться в вопросе экологической безопасности реагентов, корреспондент CMN.KZ обратился в Казахстанский дорожно-исследовательский институт (КаздорНИИ). Там объяснили, что использование соли нарушает экологические требования при применении на городских территориях.

Согласно Экологическому кодексу РК, запрещено использовать поваренную соль для борьбы с гололёдом на землях населённых пунктов. Тем не менее, три из четырёх реагентов, которые применяются в Астане, содержат поваренную соль (NaCl). Исключение составляет только хлористый кальций, который не содержит NaCl.

«К сожалению, зачастую нарушается пункт 9 статьи 238 Экологического кодекса Республики Казахстан, который запрещает использование поваренной соли на землях населённых пунктов для борьбы с гололёдом. Применение соли в больших количествах приводит к её накоплению в почвенно-плодородном слое и повышению уровня минерализации почвы (засолению)», — объяснила директор департамента дорожно-строительных материалов и новых технологий Мейрамгуль Кабдыгалиева.

Мейрамгуль Кабдыгалиева. Фото из Instagram-аккаунта @tetyamira

По её словам, соль также может попадать в поверхностные и подземные воды. Кроме того, солевые смеси забивают ливневые стоки, которые необходимы для нормального водоотвода во время дождей и таяния снега.

Читайте также:

Альтернатива солевым реагентам: акимат присматривается к казахстанской разработке

В КаздорНИИ разрабатывают экологически безопасные альтернативы традиционным реагентам. Один из них — Q-Smart-Antiglaze, который уже готов к применению.

Как объясняли в институте, этот вариант соответствует экологическим требованиям — не разъедает дороги, тротуары, обувь и кузова автомобилей, не вредит деревьям и кустарникам, а также безопасен для здоровья человека. При этом Q-Smart-Antiglaze быстро растапливает лёд и сохраняет свои свойства даже при экстремальных морозах.

Как рассказывает Мейрамгуль Кабдыгалиева, учёные уже провели испытания реагента при температуре -18…-20 °C, и он показал отличные результаты. Его внесли в Единую базу дорожно-строительных материалов, где он получил «Зелёный» статус.

Примечательно, что акимат Астаны уже проявлял интерес к закупке нового реагента.

«Акимат Астаны уже интересовался реагентом и уточнял его технические характеристики. Как столице страны, Астане важно задавать стандарт и поддерживать чистоту дорог. Возможно, вскоре мы увидим столичные улицы без наледи, песка и снега благодаря новым материалам», — заявила Кабдыгалиева.

Будет ли стоимость Q-Smart-Antiglaze ниже по сравнению с традиционными солесодержащими материалами — пока неизвестно. В КаздорНИИ подчёркивают, что их главная цель — развитие отечественной науки, а не коммерческая прибыль.

«Мы как Институт не преследуем цели заработать на наших научных достижениях. Все-таки первоочередная миссия – это развитие отечественной науки. Поэтому пока не могу сообщить стоимость, знаю лишь, что мы открыты бизнесу, и считаем, что реалии современного мира таковы, что бизнесмен и ученый сейчас должны держаться вместе. Бизнесмен изучает рынок спроса и предложения, ученый готовит продукт», — заключила директор департамента.

Кроме Q-Smart-Antiglaze, в институте разрабатывают ещё одно антигололёдное средство — Q-Smart-Antiice. По словам специалистов, этот реагент будет ещё более морозостойким. Ожидается, что он сможет эффективно работать при температуре до -30 °C. В ближайшее время его апробируют в Карагандинской области.

Однако, судя по всему, этой зимой на улицах Астаны будут бороться с гололёдом по старинке — при помощи солевых реагентов. Но не исключаем, что следующей зимой жители города увидят экологичные и щадящие альтернативы агрессивным материалам.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version