Корреспондент CMN.KZ проанализировал сайт госзакупок и выяснил, что с конца 2024 и начала 2025 года чиновники крупнейших регионов страны оказались готовы потратить на покупку или аренду новых кроссоверов и внедорожников сотни миллионов тенге

По данным портала госзакупок, с начала 2025 года по стране прошли или ещё проходят 377 тендеров по аренде или покупке автомобилей. Всего на 2025 год на портале указаны 1045 записей только по аренде авто (многие со следующими статусами: запрос ценовых предложений или закупка не состоялась).

Скриншот: goszakup.gov.kz

Отметим, что в описании подобных тендеров не указывают конкретную марку автомобиля. Вместо этого заказчик уточняет год выпуска, объём двигателя, количество посадочных мест и прочие технические характеристики. 

Из последних опубликованных на сайте заявок следует, акимату Алматы и его подведомственным организациям понадобилось арендовать более 20 автомобилей за 308,9 млн тенге в совокупности. Самый дорогой лот опубликовал Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Алматы – 52,3 млн тенге, а самые дешёвые – Управление общественного здравоохранения Алматы за 1,5 и 5,4 млн тенге.

Скриншот: goszakup.gov.kz

В Алматинской области выделили 13,4 млн тенге на аренду девяти легковых автомобилей. Однако метод проведения тендера отличается: из одного источника по несостоявшимся закупкам.

В Ревизионной комиссии по Астане сейчас разыгрывают только один тендер по аренде двух легковых автомобилей (с водителем) за 16,8 млн тенге.

Пример. Скриншот: goszakup.gov.kz

Отметим и Карагандинскаую область. В регионе планируют потратить 22,6 млн тенге на аренду 10 автомобилей. Самый дорогой лот опубликовали Управление финансов – 7,5 млн тенге, а самый дешёвый – отдел образования Нуринского района – 679 тысяч тенге.

В Шымкенте сейчас действует один лот от акимата по аренде автомобиля за 1,9 млн тенге. Причём поставка транспортного средства почему-то должна происходить в Астане, следует из технической спецификации.

Скриншот: goszakup.gov.kz

Что касается покупки авто, то ситуация выглядит следующим образом: в Карагандинской области Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства планирует купить автомобиль за 19,1 млн тенге. Исходя из документации, это должен быть кроссовер с рабочим объёмом двигателя не менее – 2497 кубических сантиметров, но не более 2500. Ещё в авто должны быть: камера заднего вида с динамической разметкой, датчик парковки сзади и спереди, ручной ограничитель скорости (МSLA), все электростеклоподъёмники с режимом Auto и функцией антизащемления, система бесключевого доступа и кнопка запуска двигателя, подогрев передних и задних сидений, подогрев рулевого колеса, датчик дождя, подогрев лобового стекла, коммуникационная система Bluetooth.

Скриншот: goszakup.gov.kz

В Актюбинской области Иргизский районный отдел финансов планирует потратить на покупку авто 15,5 млн тенге. Исходя их технической спецификации, внедорожник должен быть новым, неиспользованным и иметь не менее пяти мест.

Скриншот: goszakup.gov.kz

А вот в Павлодарской области «Офис-сервис» аппарата акима пытается купить шесть автомобилей отдельными лотами. На первый выделили 55 млн бюджетных тенге. На второй – 110 млн тенге. Год выпуска машин не ранее 2024 года, а тип кузова указан «седан». При этом двигатели авто должны запускаться с кнопки и иметь бесключевой доступ. А в салоне должна быть кожаная обивка.

Как можно заметить, закупки не особо отличаются от региона. Но ситуация ещё интересна тем, что в 2019 году госструктурам запретили покупать автомобили иностранного производства. Закон предписывал осуществлять государственные закупки и аренду только у отечественных производителей. Позднее закон пересмотрели, и в 2020 году ввели трёхлетний мораторий на закупки автомобилей и мебели. Однако в середине 2023 года он прекратил действовать и с того момента, по данным Министерства финансов, госорганы уже потратили 26,8 млрд тенге на закупку автотранспортных средств. На это ранее указывали коллеги из factcheck.kz.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version