Первые вагоны казахстанцы увидят до конца 2025 года. 51 состав от Stadler будет курсировать по маршрутам №3/4 «Астана — Алматы», №353/354 «Астана — Семей», №85/86 «Астана — Шымкент» и №47/48 «Астана — Атырау». До конца 2030-го на рынок поставят 557 составов за 706,1 млрд тенге, сообщает CMN.KZ
В социальных сетях казахстанцы регулярно делятся подробностями своих поездок. Без внимания не остаются жара летом и холод зимой. Особо много комментариев собирают старые вагоны, которые по ощущениям доживают свой век. Помимо национального перевозчика, по железнодорожным путям Казахстана курсируют и поезда частных компаний, сегодня их 14.
Замена поездов требует времени, а также больших денежных вливаний, поэтому без трат обойтись не получится. Сейчас парк подвижного состава «Пассажирских перевозок» насчитывает 2 188 вагонов. В среднем их возраст составляет 16 лет. При этом в КТЖ планируют, что к 2030 году обновят вагонный парк на 100%.
Одним из таких решений стала локализация производства вагонов под брендом швейцарской компании Stadler. Первые составы начнут курсировать по бескрайней казахстанской степи уже в этом декабре и возраст снизиться до 10 лет.
Только в тенге
История взаимоотношений Казахстана и швейцарской компании Stadler началась в 2021 году. В ноябре президент Касым-Жомарт Токаев посетил Швейцарскую Конфедерацию, где стороны и подписали соглашение о сотрудничестве. Почти сразу в обществе разгорелись споры вокруг контракта. Многие высказывали мысли, что стоимость новых вагонов будет высокой.
К декабрю 2022 года всё уже было решено. АО «НК «КТЖ» и компания Stadler Bussnang AG пришли к решению и подписали сразу три договора:
- о купле-продаже отечественного вагоностроительного завода – ТОО «ВСЗ «Тұлпар». Его оценили в 12 млрд тенге;
- о купле-продаже 557 пассажирских вагонов за 706,1 млрд тенге (2,3 млрд долларов по данным экс-министра Каната Шарлапаева на декабрь 2024 года). Большая часть, 702,5 млрд тенге, придётся на заёмные средства;
- на выполнение работы по техническому обслуживанию вагонов на 20 лет с момента предоставления услуг. Прогнозируемая сумма составит около 754,7 млрд тенге.
Отметим, что оплата за услуги ведётся исключительно в национальной валюте. Но будет ли на конечную сумму влиять курс валют, остаётся конфиденциальной информацией. Казахстан со своей стороны уже выполнил ряд условий: завод передали и перевели предоплату в 162,2 млрд тенге. Составы в оговорённом количестве будут производить с 2025 по 2030 годы. Использовать вагоны хотят по социально значимым маршрутам.
На сегодня завод ТОО «Штадлер Казахстан» модернизировали под выпуск пассажирских вагонов. О чём успели отчитаться президенту и даже провести для него персональную экскурсию.
На заводе трудятся 720 специалистов, которые занимаются производством полного цикла:
- сварка и покраска кузовов;
- сборка электрических компонентов;
- производство и монтаж тележек;
- установка внутренних элементов вагона;
- статическое и динамическое тестирование перед выпуском.
35% локализации и больше мест для пассажиров
Как заверяют в нацкомпании, локализация в будущем составит 35,2%, а пока это скромные 9,4% – такие цифры будут у первых составов. Новенькие вагоны от Stadler будут сильно отличаться и от своих российских (ЗИКСТО) и узбекских (Ташкентский вагоностроительный завод) собратьев:
- алюминиевый кузов;
- больше мест для пассажиров: 40 спальных мест в купе и 58 в плацкарте;
- увеличили интервалы планового ТОО – доступность вагонов 97,5%;
- высокая производительность вагона-электростанции (ДГУ).
Как мы и писали выше, оценить первую партию от Stadler можно будет уже в этом году. Всего за пять лет Казахстану поставят 234 купейных, 233 плацкартных, 35 штабных и 55 вагонов-электростанций.
В цветах Казахстана
Над дизайном составов тоже поработали. Чтобы сделать их более персонализированными, использовали цвета государственного флага – голубой, жёлтый и белый. Таким образом, планируют подчеркнуть национальную идентичность и символику страны.
Как и с наружный дизайн, с внутрянкой тоже успели поработали. Учли особенности казахстанского климата и большие расстояния, которые должны проходить поезда. Так, дополнительная теплоизоляция кузова выдержит от –50 °C до +45 °C. Новые составы уже успели протестить на расстоянии в 10 тысяч км. Проверили их по ж/д маршрутам Караганды, Тараза, Шымкента и Усть-Каменогорска.
В период борьбы за углеродную нейтральность, новые составы будут использовать электричество вместо угля. Пассажиры смогут сами регулировать температуру в купе и освещение, не дожидаясь, когда это сделает проводник во всём вагоне. Более того, не забыли и о благах цивилизации в виде холодильников, микроволновых печей, диспенсеров для питьевой воды и титанов с горячей водой.
Таким образом, к 2030 году средний возраст вагонов в КТЖ снизится с 16 до 10 лет. Вместе с тем, обновление вагонного парка позволит уже в 2026 году открыть новый маршрут и увеличить периодичность движения двух других направлений.
Читайте также:
