В начале 2023 года столичные жители столкнулись со сложностями при оплате проезда в общественном транспорте. Почти сразу система дала сбой: платежи не проходили по независящим от пассажиров причинам, а контролёры в суровые морозы высаживали «безбилетников». Автопарки фиксировали серьёзные убытки, доходившие до нескольких миллионов тенге
Жалобы в соцсетях не ограничились только началом 2023 года. Пользователи писали о переполненных автобусах, сбоях в приложении и невозможности оплатить проезд. Редакция CMN.KZ узнала, кто отвечает за систему и почему проблемы, возникшие два года назад, до сих пор не решили.
Как рассказывают астанчане, электронная система оплаты в первые месяцы 2023 года работала нестабильно. QR-коды не считывались сразу, карты пополнялись с задержками, автобусы опаздывали. А при сбое и вовсе можно было оказаться на улице в буран. Контролёры почему-то не принимали в качестве объяснений проблемы в работе новой системы.
Отметим, что за функционирование общественного транспорта в Астане отвечает компания City Transportation Systems (CTS), более известная как Astana LRT.

Истоки конфликта или почему оплата не прошла
Проблемы с CTS дошли до своего пика в начале 2023 года. В CTS тогда заявили, что QR – это дополнительный способ оплаты, а основной – транспортные карты. Да и пользуются им якобы немногие. На деле же он был самым популярным, и именно он перестал работать.
Оказалось, что проблема с QR была связана со сменой поставщика услуг.
Новым оператором стало ТОО «Толем кью». Комапнию зарегистрировали в 2021 году в Шымкенте. Учредителем значилась 18-летняя Гульшат Тохтарова, руководителем – 56-летний Есен Бекбосынов. Официальный сайт нового оператора не функционировал, а домен был зарегистрирован на стороннюю организацию.

Столь резкая смена поставщика услуг не понравилась предприятию, которое ранее отвечало за оплату в автобусах. Представители компании SMSBUS подали иск против бывшего Astana LRT и Управления транспорта Астаны. Они заявили о нарушениях при проведении конкурса по выбору оператора электронной системы платежей.
Оказалось, что в 2023 году ТОО «SMSBUS» не подавало заявку на тендер, потому что они сомневались в законности процедуры. На этом основании директор компании Алексей Беседин направил обращение в маслихат Астаны. В SMSBUS указывали, что техническая документация нового договора CTS совпадала с материалами, созданными специалистами их компании.
Но самое интересное случилось после. В апреле 2023 года CTS снова сменил поставщика, организовав конкурс, в котором выиграл консорциум из компаний «Innoforce Solutions» и ТОО «Softrack» c приложением Avtobys. Тогда же операторы «Толем Кью» и «SMSBUS» решили подать в суд на организатора конкурса, но чем закончилась эта тяжба неизвестно. О компаниях, вот уже два года обслуживающих столицу, известно тоже не очень много. Например, ранее писали о скандале при работе системы в Павлодаре. Там водители автобусов приклеивали свои QR-кода, пополняя таким образом деньгами за проезд личные счета.
Что говорят в SMSBUS?
По словам технического директора SMSBUS Александра Беседина, компания давно работает на казахстанском рынке и придерживается принципов открытой конкуренции. Поэтому ситуация в Астане в 2023 году была мягко говоря странной.
«Мы за честную конкуренцию. Во всех городах работаем добросовестно и прозрачно. Считаем нашу систему самой технологичной, надёжной, удобной для пассажиров и лучшей в Казахстане. Мы работали с CTS по оплате через SMS и QR-код с 2018 года. Потом участвовали в пилотных проектах, демонстрировали нашу систему в автобусах. Было три пилотных проекта в течение двух лет. Наша система демонстрировала лучшие результаты», – рассказал Беседин корреспонденту CMN.KZ.
Как отмечает техдиректор, в SMSBUS продолжают развивать сервис. Компания планирует выход на международный рынок. В качестве первой страны станет Таджикистан
«Мы запускаем нашу систему электронного билетирования SMSBUS в Таджикистане. Наш директор Айдын Жунусбаев уже подписал договор. Проект реализуем при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Проект начали реализовывать с лета 2025 года, сейчас вышли на финишную прямую. За это время адаптировали программу под национальную таджикскую платёжную систему «Корти мили»», – сообщил Беседин.
В таком случае вопросов становится ещё больше. Зачем было нужно так стремительно менять поставщика услуг, если все используют один и тот же функционал?
Проблемы никуда не делись
Прошло два года, но сбои в системе продолжают возникать. Горожане жалуются, что приложение работает нестабильно, а транспортные карты часто пополняются невовремя. Несмотря на регулярные отчёты CTS о «повышении качества услуг», пассажиры ощутимых изменений не замечают.
Каждый день жители столицы сталкиваются одинаковыми вопросами: почему приложение снова не работает, а автобус задерживается и почему ответственность за каждый сбой ложится на них, а не на систему. О проблемах астанчане регулярно пишут в социальных сетях, подкрепляя всё это фотографиями и видеозаписями.

В 2024 году систему общественного транспорта Астаны критиковали из-за ужасающих потерь и недочетов. Так, было отмечено, что за два года бюджет столицы потерял на безбилетниках почти семь млрд тенге, а функционал систем оплаты так и не решил свою основную задачу.
Редакция CMN.KZ продолжит следить за развитием событий.

