Директор частного водоканала ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» Анарбек Орман обвиняет акимат Шымкента в попытке рейдерского захвата компании. На пресс-конференции в Алматы он заявил, что предприятие, успешно работающее на рынке уже 26 лет, подвергается давлению со стороны местных властей. Корреспондент CMN.KZ разбиралась, что стоит за попыткой акимата Шымкента вернуть водоканал в госсобственность и какие угрозы это несёт для международных инвестиций в Казахстан
«Не надо ломать то, что успешно работает»
19 ноября на встрече с журналистами директор ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» (ВРМ) Анарбек Орман выразил обеспокоенность действиями акимата Шымкента. По его словам, в попытках вернуть предприятие на баланс государства акимат инициирует ряд незаконных, по его мнению, проверок.
«Управление энергетики, финконтроль, налоговая, департамент экономических расследований месяцами проверяют компанию, пытаясь выявить мнимые нарушения. Здесь только интересы акима. Мы на этом рынке работаем уже 26 лет, до этого акима такой проблемы у нас не было. Габит Сыздыкбеков, как был назначен акимом, сразу заявил что «вернёт предприятие в государственную собственность». Следовал ли он чьим-то словам или имел свои собственные мысли, не знаю, но он заявил, что вернёт его государству», — рассказал на пресс-конференции Орман.
Адвокат Сагатбек Жуман, представляющий интересы компании, рассказал, что акимат трижды подавал гражданские иски против водоканала, но каждый раз отзывал их.
«Предприятие создали в 1998 году. Однако на тот момент закона, определяющего статус «стратегического объекта», ещё не существовало. Этот закон появился в 2004 году, и теперь акимат Шымкента использует его как основание для попытки вернуть водоканал в государственную собственность. Но закон не имеет обратной силы. Доказательства незаконности приватизации нет. У нас на руках есть договор купли-продажи, подписанный ещё в 1997 году», — пояснил адвокат.
Заместитель директора ВРМ Ирина Казаринова подчеркнула, что предприятие приносит прибыль, несмотря на попытки доказать его убыточность.
По её словам, с момента основания и до 2023 года компания пополнила госбюджет на более чем 16 млрд тенге налогами. В текущем году ВРМ планируют выплатить 2,2 млрд тенге.
«Управление энергетики, владеющий 22% акций, получил дивиденды в размере 229 миллионов тенге. Остальные учредители направляют средства на развитие водоканала. За 26 лет мы реконструировали более 1100 километров сетей, модернизировали оборудование и внедрили уникальные технологии. Наш водоканал — один из лучших в Казахстане и постсоветском пространстве. Почему мы должны передавать государству успешно действующее предприятие? Народ говорит: «Не надо ломать то, что успешно работает», — подчеркнула Казаринова.
CMN.KZ отправил официальный запрос в акимат Шымкента, чтобы узнать, на основании каких нормативных актов акимат хочет вернуть предприятие в госсобственность.
Тарифный вопрос
Летом 2024 года акимат впервые заявил о планах вернуть водоканал в государственную собственность. Заместитель акима Айдын Каримов и руководитель управления энергетики Рзабек Мендикулов связали это с высокими тарифами на водоснабжение.
Мендикулов сообщил, что тарифы в Шымкенте выше, чем в Астане и Алматы.
«В Шымкенте тариф по водоснабжению для населения составляет порядка 85,20 тенге, в Астане показатель в 1,09 раза ниже, или 78,15 тенге, а по сравнению с Алматы в 1,5 раза, или 56,47 тенге», — заявлял он на брифинге в региональной службе коммуникаций Шымкента 29 августа 2024 года.
Однако представители ВРМ считают эти претензии необоснованными. По их словам, сравнение с Астаной и Алматы некорректно, поскольку в этих городах водоканалы получают значительные дотации из бюджета. В Шымкенте же за 26 лет работы предприятие не получило ни одного тенге субсидий.
«В Шымкенте 41% дохода от тарифа направляется на модернизацию сетей, тогда как в Астане и Алматы эти показатели составляют 2% и 7% соответственно. Если бы финансовые вливания существовали, то тариф на услуги водоснабжения и водоотведения в нашем городе также был бы заметно ниже. Более того, тарифы утверждают департамент комитета по регулированию естественных монополий и само управление энергетики», — заявили представители ТОО.
По словам директора предприятия Анарбека Ормана, 73,4% шымкентских абонентов в 2023 году выплатили 260 тенге за месяц водоснабжения и водоотведения.
«Это 1 тенге за 10 литров воды. Нет таких цен нигде. Более того, качество воды в Шымкенте лучше, чем в других городах Казахстана. Ни в одном городе страны, кроме Шымкента, люди не пьют воду из под крана», — заявил директор.
При этом среднемесячный тариф на одну шымкентскую семью в 2023 году составил 1559 тенге.
Риски для международных инвестиций
Анарбек Орман также переживает, что ситуация вокруг ВРМ может вызвать обеспокоенность у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который инвестировал в модернизацию предприятия более 60 млн евро (по нынешнему курсу 31,3 млрд тенге), из которых 40 млн евро компания уже вернула.
«Долг предприятия перед банком на данный момент составляет около 11 миллиардов тенге. Кредит мы получили без государственных гарантий, поэтому в залоге у ЕБРР находится 54% учредительских долей предприятия. Все эти инвестиции пошли на приобретение новой техники и оборудования, внедрение новых технологий. Любые действия акимата могут быть потенциально рискованными для инвестиционной репутации Казахстана», — заявил Орман.
Представители ВРМ продолжают отстаивать свою позицию, подчеркивая, что компания работает прибыльно и вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры города.
Сможет ли акимат доказать свои обвинения или эта история станет еще одним примером административного давления — вопрос остаётся открытым.