В системе государственной поддержки предпринимателей выявлены случаи, когда доступ к помощи искусственно ограничивали для широкого круга бизнеса, передаёт CMN.KZ
Об этом 24 декабря 2025 года на заседании мажилиса заявил председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов, представляя результаты аудита.
По его словам, разрозненная модель господдержки привела к появлению множества операторов – от субсидирования кредитов и экспортного финансирования до консультаций и возмещения затрат. При этом единых правил работы для них так и не выработали.
«Расчёты расходов на услуги операторов не унифицированы. Каждый определяет стоимость своих услуг как хочет, вне зависимости от реальных трудозатрат. Оценка качества услуг не проводится, а слабая межведомственная координация позволила операторам устанавливать собственные правила игры», – заявил Смаилов.
Глава ВАП отметил, что одни операторы требовали от предпринимателей документы, не предусмотренные законодательством, а другие не обеспечивали равный и прозрачный доступ к распределению господдержки.
Аудит выявил и системные перекосы при применении отдельных инструментов. Так, по программе «Мен Кәсіпкер» часть предпринимателей получала лишь консультации, тогда как другим дополнительно предоставляли обучение, участие в выставках и разработку бизнес-планов.
«К инструменту “Деловые связи” допускались лица, заранее осведомлённые о подаче заявок – ещё до официального старта приёма. Схожие меры поддержки оказывались при разных условиях: одним – даже с низким кредитным рейтингом, тогда как для большинства это было ограничением», – подчеркнул Смаилов.
По словам главы ВАП, нередко поддержку получали проекты, не соответствующие условиям льготного финансирования, а объёмы помощи по отдельным проектам оказывались завышенными.
«Расходы подгонялись под одобренную сумму льготного кредита. В одном случае из-за некорректного расчёта 20 млрд тенге – это 16% от суммы займа – так и не были освоены и впоследствии аннулированы»,– сообщил он.
Отдельно Смаилов указал на проблему встречных обязательств: в ряде случаев они либо вовсе не устанавливались, либо были формальными и легко выполнимыми.
«В Павлодаре, например, на 2,4 млрд тенге подвели инженерные сети к заводу, которого фактически не существует. А при поддержке проекта на 37 млрд тенге одним из обязательств было… увеличение штата всего на одного работника», – отметил глава ВАП.
По его словам, мониторинг исполнения обязательств часто ведётся вручную, что создаёт условия для манипуляций и субъективного применения санкций.
Читайте также: Финансовые нарушения на 138 млрд тенге выявил госаудит в СПК
