Несмотря на попытки госорганов предупредить население и предотвратить разные виды реализации мошеннических схем, в последнее время аферисты вышли на новый уровень. Теперь они действуют от лица официальных служб, государственных ведомств и известных компаний. Это вводит в заблуждение даже подготовленных людей. Какие способы обмана аферисты используют чаще всего в последнее время — в материале корреспондента CMN.KZ

Киберпреступники постоянно совершенствуются в стремлении обдурить граждан, чтобы получить деньги и данные незаконным путём.

Например, совсем недавно Национальный Банк Казахстана сообщил, что интернет-мошенники стали подделывать аккаунты в мессенджерах и социальных сетях, а также служебные удостоверения работников регулятора.

Как рассказали в пресс-службе Нацбанка, злоумышленники, создавая в мессенджерах WhatsApp, Telegram или социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook фейковые аккаунты, в том числе, якобы «личные аккаунты» руководства Нацбанка РК, осуществляют массовые фишинговые рассылки.

Кроме того, представляясь работниками Нацбанка, злоумышленники направляют поддельные служебные удостоверения, переадресовывают звонки на подставных лиц, а также предоставляют реквизиты и поддельные финансовые документы для банковских переводов.

Кем ещё представляются аферисты

Также мошенники звонят казахстанцам от имени Антикоррупционной службы и Комитета нацбезопасности РК.

В первом случае, сообщения гражданам приходят в WhatsApp, Telegram и по другим каналам связи. Преступники создают фейковые аккаунты и звонят от имени руководства Агентства по противодействию коррупции и сотрудников органа, а также рассылают недостоверную информацию. 

«Мошенники отправляют файлы специально изготовленных документов с символикой Антикора. Просьба не доверять фальшивой рассылке, не переходить по сомнительным ссылкам, а также не перечислять денежные средства»,
предупреждает агентство.

В случае с КНБ аферисты звонят или пишут сообщения с требованиями провести какие-либо финансовые операции, оформляют кредиты, запугивая жертв, грозят проверками и уголовными делами.

«Нередко направляют файлы специально изготовленных документов с символикой КНБ (служебное удостоверение, фирменные бланки писем и приказов). Но при исполнении служебных обязанностей сотрудники КНБ полномочий предлагать гражданам проведение каких-либо финансовых операций не имеют»,
напомнили в КНБ РК.

Недавно мошенники просили у казахстанцев в долг от имени председателя АО «КазАвтоЖол». Сообщения аферисты рассылали от имени Дархана Иманашева.

Иманашев далеко не первый, чьими данными решили воспользоваться махинаторы. Ранее они писали от имени акима ЗКО, а также выдавали себя за сотрудников посольства Узбекистана.

Какие же ещё схемы используются в последнее время аферистами?

“Ваша посылка у нас”

Не так давно на телефоны казахстанцев стали приходить SMS якобы от «Казпочты». Читатели CMN.KZ поделились скриншотами таких сообщений.

«Ваш пакет прибыл на местный склад, но до сих пор не доставлен из-за неправильной или неполной информации в адресе доставки. Пакеты возвращаются через 24 часа. Подтвердите свой правильный адрес по ссылке»,
говорится в тексте сообщения.

Те, кому пришли SMS, по ссылке переходить не стали, так как никаких посылок не ожидали. Однако те, кто ждал, мог легко попасться на эту удочку. Ведь сообщения рассылались в том числе и с официального короткого номера почты.

Мы решили обратиться в пресс-службу оператора почтовой связи, и спросить, знают ли они о проблеме и что предпринимают.
Нас заверили, что «АО «Казпочта» отправляет сообщения исключительно с короткого номера 1499. Однако именно с него и приходила последняя фейковая SMS-рассылка:

«Да, к сожалению, казахстанцы получают сообщения от мошенников. Их отправляют с рандомных адресов. Зачастую это почтовые адреса (mail, gmail, outlook, link и тд)».

В пресс-службе рассказали, что клиенты обычно обращаются и уточняют, действительно ли их ожидает посылка. Но такие сообщения получают и «не только клиенты «Казпочты».

Фото: Pexels.com

На вопрос о том, что известно о личности и целях мошенников нам сказали, что у них задача одна — деньги.

 «Они охотятся за доверчивыми гражданами и похищают их средства на платёжных картах. АО «Казпочта» сотрудничает с государственными структурами в данном вопросе. Нам известно, лишь то, что мошенники находятся за рубежом».

В пресс-службе отметили также, что «Казпочта» проводит информационную работу среди населения и клиентов. А информация о мошенниках публикуется как на официальных страницах в социальных сетях, так и в отделениях, которых более 3500  по стране.

Добрались до ОНАЙ

«Не нажимайте никакие ссылки и не проверяйте их. Иначе попрощаетесь с деньгами»,
призывает комментатор в группе Facebook Дежурный по городу.

Прямо под предупреждением мошеннический пост с предложением получить карту «Единая» и путешествовать бесплатно целый год.

«В связи с увеличением тарифов на общественный транспорт ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» раздает более 200 карт «Единая» для жителей города Алматы. Специальное предложение будет доступно до 25 июля 2024 года. Нажмите на ссылку ниже для получения дополнительной информации»,
значится в тексте поста.

Скриншот поста Facebook

Сама группа «Транспортные карты для жителей Алматы», естественно, не имеет никакого отношения к «Онай». В чём убедились неравнодушные читатели, связавшись с компанией:

«Осторожно! Это мошенники. Мы обратились в компанию «Онай». Никаких карт бесплатно они не предлагают. Будьте бдительны».

Фото: Pexels.com

«У вас не было карты? Теперь есть!»

Ещё об одном из способов мошенничества рассказал в общественной группе Facebook пользователь Артём Истомин.

Как выражается автор поста, мошенники стали «действовать напролом». В этот раз ему написали, ни много ни мало — от имени Интерпола. И стали шантажировать.

Скриншот поста Facebook

«Сегодня что-то новенькое, наконец-то. Написали с Интерпола. Офицер Abdul Katta делится информацией, что на мое имя кто-то выпустил карту известного европейского банка.

Все бы ничего, но если я в ближайшее время не оформлю доставку этой карты к себе на дом, то МВФ (Международный Валютный Фонд прим. ред.) будет вынужден конфисковать все средства на ней. Кошмар», — пишет Истомин.

На кого рассчитаны такие сложные сюжеты — загадка. Видимо на тех, кого не испугали угрозы фейковых сотрудников КНБ. Интерпол посерьезнее будет.

Фото: Pexels.com

«У вас была карта? Скоро не будет!»

Ещё одна жалоба из Facebook. Пользователь Николай Житник пишет, что ему звонили от имени одного из сотовых операторов и предупреждали о блокировке карты. Мужчина интересуется у аудитории, кто столкнулся с похожими звонками:

«Кому еще так звонили, напишите пожалуйста дату и город? Новый вид мошенничества в Алматы. Мне на днях звонили мошенники и назвали мою фамилию, мол, сим-карта Beeline скоро у меня заблокируется. И вот сегодня 21 июня 2024 года при мне позвонили женщине, тоже самое сказали. Это мошенники,  будьте внимательны!»

В комментариях отмечают, что это “старый как мир развод”. Но при этом недавно подобные “звонки участились”. И “многие попадаются”. Причём код для отмены блокировки карты часто присылают якобы с Egov.

Скриншот поста Facebook

Тут же в комментариях официальные представители сотовых операторов предупреждают о том, что никаких кодов при устаревании карты не запрашивают. И просят быть бдительными.

Скриншот поста Facebook

Угон «телеги»

По недавней информации, аферисты стали также “уводить” аккаунты мессенджеров. Так для кражи аккаунта в Telegram они используют новую схему.

Отъём происходит с помощью номера телефона. Мошенники направляют «жертве» множество запросов на получение кода подтверждения для входа в соцсеть. 

А после, используя фейковый аккаунт с названием Telegram Security Messenger, предлагают перейти по ссылке, чтобы повысить «безопасность». 

Если «жертва» попалась и перешла по ссылке, то доступ будет потерян. А вместе с ним и личные данные.

Фото: Pexels.com

Полиция предупреждает

О том, что появилась новая схема мошеннических атак с помощью голосов родственников и друзей, предупреждает пресс-служба межведомственного сайта МВД РК:

«Мошенники взламывают аккаунты в мессенджерах и социальных сетях, генерируют голос владельца аккаунта, используя имеющиеся голосовые образцы в переписках, и рассылают по всем чатам короткое голосовое сообщение с просьбой выслать денег. Схема опасна тем, что мошенники используют несколько факторов идентификации жертвы — аккаунт, голос и банковскую карту. Это вызывает больше доверия к отправителю. В данном случае жертвами становятся два человека — тот, кто получает голосовые сообщения, и тот, от чьего имени они приходят».

В МВД РК рекомендуют чистить переписку от голосовых сообщений после их прослушивания, или поставить автоудаление переписки и придумать шифр, который подскажет близким, что автор послания действительно вы.

По одной только Жамбылской области с начала 2024 года выявили 13 случаев, когда мошенники пытались вымогать деньги, взламывая аккаунты пользователей.

Лучше сразу связаться с родственниками по альтернативному каналу связи и прояснить ситуацию, считают в госорганах:

 «Не бойтесь упустить время, лучше взять паузу и перестраховаться. Сделайте свои соцсети приватными, ограничьте доступ к образцам вашего голоса и к списку друзей. Подобные действия помогут свести риски попасться на уловки мошенников к минимуму».

Стоит напомнить, что информация о мошенническом сборе голосовых данных появилась еще в феврале текущего года.

«Аудиосообщение дублируется в личную переписку и во все чаты, где состоит хозяин украденного аккаунта. Затем направляется фото банковской карты с именем и фамилией»,
— говорят эксперты.

Сохранённые голосовые сообщения в мессенджере WhatsApp и с помощью сервисов искусственного интеллекта синтезируют новые аудио с необходимым контекстом.

Такова «вторая сторона цифровизации», считают специалисты. Вывод простой — лучше всё проверить несколько раз, чем попасться в лапы преступников.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version