В проекте обсуждаемого Налогового кодекса (НК) предусмотрели существенные корректировки в специальные налоговые режимы (СНР). С 2025 года хотят включить одни и исключить уже существующие. В сообществе таксопарков, курьерских служб и таксистов восприняли это как ужесточение и даже обман. Как рассказали их представители на пресс-конференции в Алматы, принятие проекта приведёт к потерям ранее занятых у банков миллиардов, уходу из страны инвесторов, переходу таксистов в серую зону и неминуемом повышении цен за услуги. Чего именно боятся в таксопарках – в обзоре CMN.KZ

Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев ранее поручил принять новый Налоговый кодекс в 2026 году. Он объяснил перенос сроков более качественной подготовкой документа. Премьер-министр Олжас Бектенов при этом указал на необходимость заново переписать проект, изменив его философию. То есть, учесть мнения экспертного и бизнес-сообщества, ведь налоговый кодекс должен стимулировать бизнес-активность, мотивировать к укрупнению бизнеса, а не наоборот.

Эксперты. Фото: CMN.KZ

Сегодня в Алматы эксперты одной из затрагиваемых в проекте НК отраслей коллективно отметили, что услуги такси и аренды автомобилей – это не роскошь, а необходимость для многих казахстанцев. И рост цен на эти услуги сделает транспорт менее доступным, что в свою очередь негативно отразится на всём сегменте аренды авто и услуг такси.

Сохранение специального налогового режима для такси и аренды автомобилей – это не просто вопрос поддержки бизнеса, а сохранение рабочих мест, доступности транспорта и стабильности экономики, начал руководитель «Яндекс Такси» в Казахстане Тайыр Байдуйсен.

«Во всю обсуждают будущие изменения. С нашей же стороны видно, что в целом предлагаемые решения приведут к негативным последствиям для отрасли. Чистый доход водителей может уменьшиться на 10%. Для конечного потребителя всё также меняется. Но мы открыты для диалога. Сейчас всем необходимо сохранить баланс», – сказал Тайыр Байдуйсен.

Экономист, директор портала «Учёт.kz» и сопредседатель партии Respublica Максим Барышев предлагает рассмотреть возможность оставить ОКЭД 77111 (Аренда легковых автомобилей и легковых автотранспортных средств (без водителей)) и 49320 (Деятельность такси) в СНР на основе упрощённой декларации (розничный налог).

«Такси – это отрасль, где нет миллионеров. Сейчас порядка миллиона человек хотя бы раз в год, но таксуют. Около 250 тыс. ежедневно занимаются извозом. При этом 30% населения страны заняты только в сезон! Эти люди обычно находят подработку или временную работу на время простоя на основной работе. А если НДС будет 16% и ОКЭД такси и аренды авто исключат, то по этой модели им станет не выгодно работать», – сказал эксперт.

Солидарен с коллегами и руководитель Region такси, таксопарка в Караганде, Жезказгане и Балхаше Никита Жиляев. Он уверяет, что до внедрения СНР пытался найти деньги, чтобы закрывать налоговые обязательства. Затем при его действии два года работы были беспрецедентно хороши, но теперь в правительстве решили исключить ставшую привычной норму.

«Отрасль окажется в критичном положении. Это в целом бизнес не высокомаржинальный, всего 8-10% доход. Но даже так не всегда хватает, чтобы перекрыть все налоговые платежи. Всё дорожает, но мы не поднимаем аренду. А если примут Кодекс, то это может привести к развитию теневого рынка. Мы этого не хотим. Но если придётся аренду поднять, то поднимутся цены и на такси. К тому же снизится доступность в регионах. Всё это ударит по конечному потребителю – нашим гражданам», – отметил эксперт.

Читайте также: Как повышение НДС отразится на коммунальных услугах

Одна боль

Владелец и генеральный директор «А-Лизинг Казахстан» Александр Гаврюшин добавил, что в среднем в таксопарках 50-100 авто, а это только 400 млн тенге лизинговых платежей в год.

«За адекватность сервиса сейчас отвечают таксопарки. Если будут ужесточения, многие будут вынуждены уйти в серую зону – у потребителей сразу возникнут вопросы к безопасности», – сказал спикер.  

Эксперты. Фото: CMN.KZ

Представитель водителей такси Михаил Асанов в свою очередь пояснил, что работа извозчика начинается с пяти утра. За 12 часов работы при среднем чеке в 1500 тыс. тенге он сможет заработать на 40 заказах 30 тыс. тенге.

«А теперь вычитаем: аренда авто и комиссия таксопарку – 15-17 тыс., еда и заправка – 7 тыс. В среднем он в месяц заработает 250-300 тыс. тенге. В случае принятия кодекса таксисту самому будет не выгодно работать легально, ведь арендаторы авто и таксопарки существенно повысят свои цены», – считает Михаил Асанов.

Директор крупнейшего таксопарка электромобилей в РК Серик Успанов добавил, что пришедшие два года назад инвесторы в отрасль теперь не знают, как им быть.  

«Все мы видим, как меняются таксопарки в отношении качества. Мы смогли приложить к этому руку. Когда появился розничный налог – это стало стимулом для развития. Если сейчас его уберут, то уже вложившиеся инвесторы получат нагрузку и вряд ли продолжат сотрудничество. В правительстве говорят, надо привлекать, но они теперь будут уходить, ведь правила игры в Казахстане меняют каждый год», – отметил Серик Успанов.

Присутствовавшие особо обратили внимание на то, что сохранение специального налогового режима для такси и аренды автомобилей – это не просто вопрос поддержки бизнеса. По их словам, на этом завязано и сохранение рабочих мест, доступность транспорта и стабильность экономики.

В целом в сообществе таксопарков и курьерских служб призвали к диалогу с государственными органами, партнёрами и экспертами рынка для поиска решений, позволяющих сохранить баланс между налоговой прозрачностью, доступностью сервиса и комфортом пользователей.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version