Как в современной истории описываются времена советского союза и какой представлена Россия школьникам и студентам стран СНГ, а также государств Ближнего Востока выяснили ученые Российской академии наук. Они проанализировали образы и заявили: в основном РФ обозначена как колониальное государство.
Сотрудники Института научной информации по общественным наукам РАН РФ проштудировали учебники школьников и студентов разных стран в рамках исследования и подготовили отчет. Как пишет РБК, ученые пришли в выводу, что в основном Россия в них представлена как колониальное государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях, что нанесло урон их культуре.
Казахстан
По итогам анализа ученых Института, авторы казахских учебников для 8-х классов Российская империя представлена страной, стремящейся использовать Казахстан для своих военных и экономических интересов. Они отмечают, что политика «военно-колониальной экспансии Российской империи» была ключевым элементом взаимодействия с приграничными областями, направленным на установление контроля над новыми территориями, эксплуатацию их ресурсов и управление населением.
При этом, в учебниках для высших учебных заведений, пишут ученые, авторы критикуют политику советской власти. В частности, широко оговариваются 1920-1921 годы, времена голода. Тогда, согласно авторам книг, из-за нехватки продовольствия и вывода его из страны, росло недовольство людей. И голод, указывают авторы учебника, серьезно повлиял на население Казахстана, приведя к массовым голодным бунтам и гибели людей. По их данным, население региона сократилось более чем на 2 млн человек по сравнению с 1914 годом.
В учебнике истории для 10-х классов политика Российской империи в отношении Казахстана охарактеризована автором как «территориальная экспансия», «протекторат» и «колониальная политика». В учебнике политика Российской империи в Казахстане характеризуется как «агрессивная и неэффективная», в качестве примера приводится переселенческая политика премьера Петра Столыпина, которая, по мнению авторов, привела к социальным конфликтам и народным восстаниям.
Азербайджан
Установление советской власти в Азербайджане в учебниках называют «военным вторжением», которое было осуществлено при поддержке «предательских сил». Подробно описываются восстания против советской власти и ее «эксплуатационной политики». Особо отмечается, что Азербайджанская ССР была создана не азербайджанским народом, а советской Россией и вся советская система была «направлена на удовлетворение интересов России и обеспечение ее гегемонии».
В учебниках Россия называется причиной карабахского конфликта и негативных событий XIX–XX веков. Так, в учебнике для 9-го класса «История победы» описывается приход к власти «проармянского» генсека Михаила Горбачева, при котором произошла «активизация деятельности сепаратистов». Успех «армянских сепаратистов» авторы учебника объясняют активной поддержкой Москвы.
Узбекистан
В базовом пособии по изучению истории для обучающихся в Академии МВД Узбекистана авторы, описывая период присоединения Средней Азии, говорят о том, что это было насильственное завоевание. Ученые также акцентируют, что авторы «опровергают мнение историков, что политика царской России в колонизированном Туркестане имела прогрессивные последствия». Авторы оспаривают аргументы о постройке в Средней Азии железной дороги, телеграфа, некоторых промышленных предприятий.
В учебнике утверждается, что любое империалистическое государство «пытается оправдать свои захватнические войны различными пропагандистскими мифами наподобие того, что оно несет завоеванным народам прогресс и цивилизацию, освобождает от деспотии, а также о добровольном присоединении к метрополии». Российская империя в этом контексте представляется именно таким государством.
Кыргызстан и Таджикистан
Согласно анализу ИНИОН, в учебниках Кыргызстана и Таджикистана более положительно описывается влияние России. Так, в учебниках КР указывают, что отношения России и кыргызских племен складывались в разное время по-разному: от умеренно враждебного настроя до просьб кыргызов принять их в состав Российской империи. В целом период СССР не воспринимается и, главное, не преподносится учеными в негативном ключе, указывают исследователи, считают ученые РАН.
Аналогию ученые нашли и в учебниках истории Таджикистана. Там тоже положительно оцениваются действия Советской России в ходе гражданской войны в стране. Указывают, что советские войска были основной силой, защищающей покой местного населения. Также в учебниках отмечают вклад России в развитие науки Таджикистана.
Израиль и Иран
В учебниках Израиля Российская империя и Советский Союз, как прочитали ученые РАН, описываются как антисемитские государства, в то же время многие положительные аспекты двусторонних отношений Израиля и СССР, особенно в период образования еврейского государства, игнорируются.
В РАН говорят, что российская политика в Иране часто ассоциируется с вмешательством во внутренние дела страны и поддержкой режимов, благоприятных для империи. Иранские историки представляют Россию как агрессора, действующего в интересах политики «экспансии» территорий, ранее принадлежавших Персии. Авторы также обращают внимание на последствия русско-персидских войн для национального самосознания иранского народа.
При том оговаривается участие СССР в поставках вооружений, предоставление Москвой военных специалистов и технического обеспечения иракской армии, включая использование советской военной техники и ракет. Это все рассматривается как фактор, осложнивший ирано-иракский конфликт и причинивший большой ущерб Ирану.
Дипломатические споры
В августе, как пишет РБК, МИД России раскритиковал армянский учебник по истории для 8-го класса, заявив, что «в искаженном виде изложены события на Южном Кавказе конца XVIII — начала XIX века». МИД увидел попытку пересмотреть итоги Русско-персидской войны 1826–1828 годов. В результате авторы пообещали внести изменения в эту главу учебника.
Впрочем, как на эти исследования смотрят в МИД России, пока остается непонятным. Также пока ни одна из вышеописанных стран не прокомментировала публично выводы ученых.