Президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства говорил о многом. Особо он дал понять, что без порядка в налоговой сфере невозможно добиться успехов в основной перед новым правительством задаче — поднять национальную экономику на должный уровень. Однако в этом блоке глава государства озвучил не все больные вопросы. Налоговый эксперт, управляющий партнер алматинской юридической фирмы Айдар Масатбаев специально для CMN.kz оценил его выступление по пунктам.
Из речи президента ясно, что он недоволен формированием нового Налогового кодекса. В основном, потому что правительство направило свои предложения на повышение налоговых ставок. В свою очередь это и вызвало бурную дискуссию в обществе. Из причин президент выделил и то, что такой стратегически значимый документ должен разрабатываться не только фискалами, но и экономистами с привлечением представителей бизнес-сообщества.
«В целом, необходима кардинальная реформа в налоговых и бюджетных отношениях. Она должна стать частью нового общественного договора между государством и бизнесом, закрепляющего подходы в справедливом распределении национальных доходов. Это приоритетное направление работы правительства. Обновленное налоговое и бюджетное законодательство должно стать прочным базисом объявленной мной новой экономической политики»,
сказал президент на выступлении.
Читайте также: Полное выступление Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства
Секретный проект
Айдар Масатбаев пояснил, что проект Налогового кодекса никто из экспертов так и не увидел.
«Вероятно, планы представили президенту, но при их изучении в АП пришли к выводу, что так не пойдет. Весь проект будто бы держали в секрете, а отдельные его эпизоды, например, повышение ставки НДС до 16 % внедряли без обсуждений и пояснений. Президенту также не понравилась динамика разработки документа, имеющего ключевой характер. Обсуждать как раньше «по-назарбаевски» в течение месяца-двух — уже неуместно. Мы же увидели лишь отголоски проекта, например, налог на роскошь — то, что в большинстве своём граждане поддержали»,
прокомментировал аналитик.
Цифровизация налогового администрирования
Огромный камень полетел и в проваленную цифровизацию налогового администрирования, считает эксперт. При этом саботирована сама система дистанцирования. Поэтому Айдар Масатбаев не удивлён, что на посту министра оказалась принципиально новая фигура. По его словам, Мади Такиев — хороший практик, имеет большой опыт и не считается «картой» старого правительства, что немаловажно. Однако министру придётся взяться за дело с абсолютно новым взглядом.
Читайте также: Кадровые перестановки: Токаев назначил новых министров
«Цифровизация налогового администрирования крайне декларативна (подход, который заключается в указании какого результата вы хотите достичь, вместо шагов, необходимых для его получения – Прим.Ред.). Основная её задача — дистанцировать налогоплательщиков от госструктур для снижения коррупционных рисков. По факту же этого не произошло. Например, не во всех уведомлениях есть QR-коды – такой документ нельзя считать электронным. Чтобы убедиться в достоверности и получить подлинник, нужно ехать в офис к налоговикам. Это крайняя профанация»,
добавил Айдар Масатбаев.
Остался неясен вопрос и с искусственным дроблением бизнеса — это, по словам аналитика, российское ноу-хау. Зачем его внедрять в Казахстане, остаётся загадкой. Однако в этом блоке президент прошёлся по действительно больному — методология категоризации субъектов предпринимательства. Айдар Масатбаев назвал существующую систему «фейковой», которая не выдерживает никакой критики.
«Есть три категории. На налоговую проверку отобрали тех, кому присвоили высокий риск. Но как они их квалифицировали? Да, существуют открытые критерии определения, однако есть и скрытый перечень, о котором налоговики не говорят. Большая волна возмущения от предпринимателей пошла, когда отбирали кандидатов для налоговой проверки. Приказ вынесли в конце года, но многим предпринимателям заранее отправили уведомления, что их перевели из среднего в высокий риск. А потом 17 января приходит уведомление, что их вновь понизили. Получается, специально поднимали. Это была искусственная работа госструктур, так как налогоплательщики ничего особого в своей работе не поменяли. Здесь поддержу инициативу президента»,
отметил он.
Аналитик также задался вопросом, почему только что открывшейся компании сразу присваивали средний риск? И тут же ответил, что у налоговиков не было изначального понимания, поэтому система не работает как надо.
Налоговое льготы сократят
Льготы для бизнеса долгое время лоббировались в различных интересах, отметил в диалоге эксперт. Вопрос их эффективности поднимался и не раз. Но в этот их явно сократят. Но почему?
«Налоговых льгот не так много, скорее всего речь шла о том, что у правительства нет понимания критериев — какой цели должны служить льготы? В отношении бизнеса должна быть идея, что это — временная мера. Поэтому пока и нет отдачи, а есть лишь потери в семь триллионов тенге. Впрочем, один из положительных примеров — Astana Hub. Здесь видно, что технологии разрабатываются, льготы работают. Другие же не могут порадовать какими-то результатами. Тот же АПК — полнейшая беда. Поэтому концептуально решение президента верное»,
сказал Айдар Масатбаев.
Пересмотр земельного налога тоже относится к предыдущей проблеме — это отголоски непрозрачности системы, подчеркнул специалист. По его словам, она должна не только упрощать администрирование, но и учитывать эффективность использования земель.
Нерешённые проблемы
Оказалось, президент не затронул другие важные вопросы в налоговом блоке. Айдар Масатбаев рассказал, что многих соотечественников расстраивает курс на всеобщее декларирование. Кроме того, правительство не хочет по-настоящему регистрировать иностранные доходы граждан РК.
«Правительство не реализовало огромный потенциал по налогообложению легально выведенных за рубеж активов. По нашим законам, если они принадлежат казахстанцам, должны облагаться налогом. Пока мы не видим этого. Предлагаю поискать их в том же Лондоне или Дубае. Финальный аккорд — не решены проблемы казахстанских частных инвесторов в части сальдирования убытков. Придётся вновь пояснять министрам о необходимости ведения этой системы»,
подвёл итог Айдар Масатбаев.
Параллельно с подготовкой нового Налогового кодекса президент также поручил сформировать и новую информационную архитектуру комитета государственных доходов. Что из этого выйдет и справится ли новый кабмин, покажет лишь время.
Читайте также:
- Гроза старого Казахстана и борец с коррупцией: что известно о новом премьер-министре Бектенове?
- Жёсткий, лояльный, опытный: что говорят политологи о вероятно новом главе правительства Бектенове?
- Кто на новенького, или что требовал президент, но не дало правительство?
Комментируй, делись мнением у нас в Telegram!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на CMN.