В Министерстве просвещения РК сообщили, что казахстанские школьники получат по 5,5 миллионов тенге за победу на всемирных олимпиадах. Однако психологи считают, что денежная мотивация в образовательном процессе — не самая лучшая идея, передаёт CMN.KZ со ссылкой на Taspanews.kz
С точки зрения психологии связывать темы образования и вознаграждений чревато последствиями, поскольку обучение должно строиться на образовательной мотивации, считает семейный психолог, подросткового суицидолог, руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева. Такая мотивация базируется на детском любопытстве, подчеркнула специалист.
По словам психолога, если правильно развивать мотивацию, её не нужно будет подпитывать и поддерживать деньгами.
«Когда мы добавляем в образовательный процесс оплату, мы убиваем естественную мотивацию к обучению», — подчеркнула психолог.
Богатырева также рассказала о показательном эксперименте, в котором дети играли в футбол под окнами и мешали жильцам. Один из них вместо ругани на детей стал платить им за каждый матч, а потом — перестал. Дети обиделись и решили больше не играть в футбол.
«Он своей цели добился — убрал из-под окон шумных детей. Но и детскую естественную мотивацию он тоже убил деньгами. Это совершенно точно было подтверждено экспериментом», — пояснила спикер.
Эксперт предупредила, что есть ещё одна опасность в подобной системе вознаграждений. Богатырева полагает, что в Казахстане сфера образования и так слишком насыщена тревогой и напряженностью — сложно, например, поступить на грант.
Чтобы ребёнок попал в хорошую школу, родители очень много вкладывают, и потом требуют от детей тоже очень многого. А вознаграждения сделают ситуацию ещё более напряжённой.
«Цена проигрыша становится огромной. Это огромное напряжение и нагрузка для детской психики. Я как подростковый суицидолог считаю эту меру неправильной», — добавила Богатырева.