Нацкомпания КТЖ судилась с Департаментом по защите и развитию конкуренции Астаны, чтобы доказать ошибочность расследования на монопольное право на сухой порт в Алматинской области, сообщает CMN.KZ

Причиной расследования стало заявление компании ТОО HAB-HORGOS, которому отказали в соединении строящегося ж/д пути к подъездному пути АО «УК Специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». Получив отрицательный ответ, руководство написало заявление в Департамент по защите и развитию конкуренции Астаны. Там начали расследование и решили, что КТЖ нарушает законодательство. Нацкомпанию попросили устранить проблемы. И дать наконец-то доступ всем предприятиям.

Но история началась вовсе не в этот момент. На самом деле, Hab-Horgоs долгое время был участником специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». 31 декабря 2011 года стороны заключили договор. У ТОО были обязательства: за свои деньги получить право на землю в СЭЗ и построить объекты производства и инфраструктуры.

Фото КТЖ

Как компания хотела примкнуть к ж/д путям сухого порта

Осенью 2015 года ТОО Hab-Horgоs получил 7,79 га на территории сухого порта. Аренда должна была закончиться в 2035 году. На участке планировали возвести два объекта: «Площадку для негабаритных грузов рядом с ж/д путями 1520 мм» и «Площадку для негабаритных грузов рядом с ж/д путями 1435 мм». Речь шла о транспортировке каких-то грузов. Земля в Панфиловском районе расположилась на трёх участках, кадастры которых, по всей видимости, успели изменить.

Пока руководство Hab-Horgоs договаривалось о продлении сроков «Хоргос – Восточные ворота», параллельно велись работы по проектированию объектов строительства. В апреле 2016 года стороны подписали допсоглашение. А уже в ноябре перед ТОО поставили условия – за 60 дней предоставить технико-экономическое обоснование (ТЭО).

Полгода ушло на попытку договориться об изменениях в реализации проекта. В этот период у ТОО сменился состав участников. До 10 мая 2017 года владельцами Hab-Horgоs значились ТОО «БАЗИС-САМАЛ», Анара Есимова, Ардак Смайлов и Гүлсім Әбдікерова. Новыми учредителями стали Эльмира Бактаева и Бауыржан Зинолла.

Скриншот Egov.kz

Когда хочется напрямую перевозить грузы в Китай и обратно

Но и это не решило проблемы. С лета 2017 года Hab-Horgоs перешёл на уговоры Дирекции магистральной сети АО «НК «КТЖ» и АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Представителям компании нужно было получить техусловия для примыкания подъездных сетей к станции «Промышленная» сухого порта. Прошёл год, а никаких изменений не произошло. Поэтому управляющая компания СЭЗ начала предъявлять претензии по неисполнению условий.

15 ноября «Хоргос – Восточные ворота», будучи владельцем железнодорожной ветки, отказал транспортировочной компании к примыканию. Спустя пять дней КТЖ также дал отрицательный ответ. Вопрос решали в судебном порядке. 15 марта 2019 года Специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области признал отказ управляющей компании незаконным. Стороны встретились Верховном суде, где отменили решение Алматинского областного суда от 12 июня 2019 года и направили на новое рассмотрение. В апелляционной инстанции 15 апреля 2020 года посчитали, что «Хоргос – Восточные ворота» были неправы.

Пока шли суды, ТОО Hab-Horgоs не терял времени зря. Представители компании продолжали просить разрешение на подключение к ж/д путям. 26 февраля 2020 года руководство предприятия подало заявление новому ветвовладельцу – АО «KTZ Express». Но тут грянула пандемия Covid-19, и все решения приостановили. В апреле 2020 года ТОО получило письмо от «Хоргос – Восточные ворота» о расторжение контракта в одностороннем порядке.

Фото КТЖ

Новый виток судов или право китайских партнёров КТЖ

В феврале 2021 года Специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области рассматривал иск ТОО Hab-Horgоs и ТОО Global-UnionTerminals (аффилированная компания с аналогичным списком учредителей. Планировали вести совместный складской бизнес). Ответчиком выступала управляющая компания СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Руководство предприятий хотели вернуть себе статус участника спецзоны.

Тогда же в суде выяснились любопытные подробности. Оказалось, у КТЖ были обязательства перед китайскими партнёрами (Cosco container lines (Hongkong), Shanhai
Investment&Development Company Limited)
. Они должны были обеспечить неконкурентную деятельность на территории сухого порта в совместном ТОО KTZE-KhorgosGateway. Для этого было надо отказать другим предприятиям.

Фото КТЖ

По мнению представителей Hab-Horgоs, сотрудники спецзоны намерено вытесняли предприятия из участников СЭЗ в интересах КТЖ. Оба истца должны были инвестировать крупные суммы: Hab-Horgоs – 17,2 млрд тенге, а Global-UnionTerminals – 2,6 млн долларов. В суде выяснили, что с даты заключения и расторжения договоров денег в проекты не вложили.

«К материалам дела приобщены поданные на сайт Крыша.kz объявления о продаже двух земельных участков площадью 8,75 га и 0,96 га на территории специальной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота». Сумма продажи составила 1,6 млрд тенге. С момента заключения договоров прошло более девяти лет, но никакой существенной работы по исполнению обязательств по договорам, кроме переписок, не было»,

решили в суде.

В суде решили, что истцы не доказали ограничение в конкуренции или устранение
конкуренции, ущемление законных прав и интересов компании со стороны
управляющей компании. Hab-Horgоs и Global-UnionTerminals отказали в удовлетворении иска.

Скриншот решения суда

Когда закрывается одна дверь, открой другую

Не получилось через суд, так в ТОО Hab-Horgоs решили пойти другим путём. Сотрудники написали заявление в Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции Астаны на КТЖ. Якобы нацкомпания нарушает права других транспортировочных компаний, не подключая их к ж/д путям сухого порта и станции Хоргос – Алтынколь. Столичный департамент всё проверил и решил, что КТЖ действительно нарушает.

«Департаментом сделан вывод, что пункт 6.6 подписанного комфортного письма (документ, подписанный совместно с китайскими партнёрами) ограничивает конкуренцию. Потому что влечёт обязательство со стороны КТЖ не допускать новых субъектов рынка на территорию сухого порта»,

решили в суде первой инстанции.

15 сентября 2023 года столичный департамент Агентства вынес предписание в адрес КТЖ об исправлении ситуации. В АО не согласились с такими выводами и подали иск в Специализированный межрайонный административный суд Астаны. Они просили признать незаконными и отменить два документа:

  • приказ «Об утверждении заключения по результатам расследования нарушений законодательства в области защиты конкуренции»;
  • предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В КТЖ свою просьбу мотивировали тем, что они не относятся к субъектам статьи 194 предпринимательское кодекса РК «Антиконкурентные действия (бездействие), соглашения государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка». Так условия договора с китайскими партнёрами распространяются только на саму нацкомпанию. И никак не касаются третьих лиц. А у отказа к примыканию к магистральной ж/д пути была вовсе другая причина. На станции Алтынколь нет резервной пропускной способности существующего подъездного пути.

Несмотря на все аргументы, 15 ноября 2023 года суд отказал КТЖ в удовлетворении иска.

«Суд пришёл к выводам, что АО ограничивает свободную конкуренцию на станции Хоргос – Алтынколь. Нарушает законодательство в области защиты конкуренции, поскольку по условиям пункта 6.6 комфортного письма КТЖ добровольно приняло на себя обязательства не развёртывать новые перегрузочные или аналогичные объекты в пределах станции Алтынколь и создавать любые предприятия, занимающиеся погрузочным бизнесом на станции Хоргос–Алтынколь»,

посчитали в Специализированном межрайонном административном суде Астаны.

Как агентство по конкуренции не учло все обстоятельства

Но нацкомпания пошла дальше и подала апелляционную жалобу. Там представители КТЖ попытались ещё раз донести свои аргументы до судейской коллегии и ведомства. Там как раз и выяснилось, что ТОО Hab-Horgоs уже был участником специальной экономической зоны. И договор с ними расторгли по инициативе АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Компании отказали в доступе к магистральным путям. Но причиной было не столько в правах китайских партнёров, сколько в объёмах обработки грузопотока. Станция Промышленная пропускает до 14 составов в сутки. Проектная мощность ТОО «КТZЕ-Khorgos Gateway» (соседнего с истцом землевладельца) составляет 16 составов в сутки.

«Максимальная годовая пропускная способность обработки грузопотока на станции Алтынколь составляет 700 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), тогда как суммарная мощность обработки приграничных терминалов ТОО «KTZE –Khorgos Gateway», АО «Кедентранссервис» и ТОО «Eurotransit» составляет 1,55 млн ДФЭ в год. Текущие терминальные мощности в 1,3 раза превышают максимальную пропускную способность.
Указанное свидетельствует об отсутствии реальной технической возможности по предоставлению примыкания ветвевладельцам к магистральным/станционным железнодорожным путям»,

сообщили в Министерстве транспорта.

В 2014 году АО «УК СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» как ветвевладелец путей, расположенных на территории специальной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота», получило согласие от КТЖ на примыкание своих ж/д путей к путям станции
Алтынколь. Поэтому тут больше был спор между ТОО Hab-Horgos и управляющей компании, чем вопрос ограничения конкуренции КТЖ.

Фото КТЖ

В судебной коллегии по административным делам суда Астаны решили, что агентство, расследуя деятельность КТЖ, не принял во внимание и не применил нормы законодательства, регулирующие порядок примыкания строящихся ж/д путей к путям ветвевладельцев, которым по настоящему делу является АО «СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота». 27 марта 2024 года апелляционную жалобу КТЖ удовлетворили.

Постановление суда вступит в силу по истечению кассационного срока обжалования. Это случится через полугода – 27 сентября 2024 года. Редакция CMN.KZ и дальше будет рассказывать интересные подробности судебных дел.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version